ISSN 2949-5954
Языки: ru · en

Статья: ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (2024)

Читать онлайн

В реализации инклюзивного образования, при оказании социальной, педагогической и психологической помощи родителям детей с особыми образовательными потребностями, важное место должно отводиться развитию их жизнестойкости через формирование социального иммунитета, который позволит им сохранить психологическое здоровье, а также укрепить семейные устои. Авторы статьи анализируют научные подходы к пониманию феномена жизнестойкости в специальной педагогике и психологии, в работе обобщаются основные направления исследований данного феномена в процессе изучения жизнестойкости родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями. В основу данного исследования положена концепция С. Мадди и ее основные принципы: формирование жизнестойких убеждений; мотивации к адаптивному совладанию; развитие иммунной реакции через психическую и физическую мобилизацию; усиление ответственности и заботы о собственном здоровье; активный поиск эффективной социальной поддержки. Целью исследования стало выяснение вопроса, насколько родители особых детей устойчивы к жизненным испытаниям. В исследовании использован тест «Hardiness Survey». Диагностика проводилась с помощью теста «Опрос жизнестойкости», разработанного Сальваторе Мадди (методика адаптирована психологом Д. А. Леонтьевым). Исследование показало, что общий показатель «Жизнестойкость» показал средний уровень жизнестойокости у матерей особых детей. Матери особенных детей часто переживают за физическое и психическое здоровье детей, что порождает напряжение и забирает много «сил». В целом этот показатель свидетельствует о том, что матери, прошедшие тестирование, способны противостоять тяжелым жизненным ситуациям и способны быстро адаптироваться к изменяющимся условиям при условии поддержки и психолого-педагогического сопровождения со стороны всех участников образовательного процесса и государства в целом.

When implementing inclusive education, in the provision of social, pedagogical and psychological assistance to parents of children with special educational needs, an important place should be given to the development of their resilience through the formation of social immunity, which will allow them to maintain psychological health, as well as strengthen family foundations. The authors of the article analyze scientific approaches to understanding the phenomenon of resilience in special pedagogy and psychology, the work summarizes the main directions of research on this phenomenon in the process of studying the resilience of parents raising children with special educational needs. This study is based on the concept of S. Maddi and its basic principles: the formation of resilient beliefs; motivations for adaptive coping; developing an immune response through mental and physical mobilization; strengthening responsibility and concern for one’s own health; active search for effective social support. The purpose of the study was to find out how parents of special children are resistant to life trials. The study used the Hardiness Survey test. The diagnosis was carried out using the «Resilience Survey» test developed by Salvatore Maddi (the technique was adapted by psychologist D. A. Leontiev). The study showed that the overall «Resilience» indicator showed the average level of resilience in mothers of special children. Mothers of special children often worry about the physical and mental health of children, and this generates tension and needs a lot of «strength». In general, this indicator indicates that mothers who have been tested are able to withstand difficult life situations and are able to quickly adapt to changing conditions, subject to support and psychological and pedagogical support from all participants in the educational process and the state as a whole.

Ключевые фразы: ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ, личность, неблагоприятные условия развития, ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, самодетерминация личности, инклюзивное образование, нарушения развития
Автор (ы): Қунанбаева Мәйрә Нәмгенқызы
Журнал: СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
37. Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Префикс DOI
10.20323/2949-5954-2024-1-3-97
eLIBRARY ID
67949715
Для цитирования:
ҚУНАНБАЕВА М. Н. ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ // СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ. 2024. № 1
Текстовый фрагмент статьи