Преодоление стагнации в научно-технологической системе или - если брать шире - в национальной инновационной экосистеме, которую можно охарактеризовать как «правильные учёные в неисправной системе», включает в себя, как начало, анализ существующей структуры, статуса и ролей её ключевых элементов. Стратегическое и рамочное планирование как способ распределения ресурсов и определения действий для достижения поставленных национальных или региональных целей может быть подорвано, если национальная политика в отношении нормативно-правовой среды, улучшения физической и институциональной инфраструктуры, программ поддержки и механизмов финансирования не даёт толчка в правильном направлении или, более того, не разрабатывает и не реализует всеобъемлющую основу для инноваций. Проводя анализ традиционных аспектов состояния и последних изменений научно-образовательной системы страны с опорой на независимые мнения и анкетирование первоисточников, проведённое в 2022 г., в контексте международного опыта, мы выявляем её текущие ценности и производящие эти ценности модели в условиях смешанной экономики.
Идентификаторы и классификаторы
Так же как художественному произведению нужны события, для реализации политики развития науки, технологий и инноваций нужны плановые мероприятия. Стратегическое и рамочное планирование как способ распределения ресурсов и определения действий используется для достижения поставленных национальных или региональных целей.
Список литературы
- Семёнов Е. В. О задаче возвращения профессионалов в систему управления наукой // Управление наукой: теория и практика. 2020. Т. 2. № 2. С. 93-116. DOI: 10.19181/smtp.2020.2.2.4 EDN: EEOGQP Semenov, E. V. (2020). On the return of the professionals to the governance of science. Science Management: Theory and Practice. Vol. 2, no. 2. P. 93-116. (In Russ.). DOI: 10.19181/smtp.2020.2.2.4 EDN: EEOGQP
- Лаунонен М., Виитанен Ю. Передовой мировой опыт управления инновационными экосистемами и хабами / Пер. с англ.; ред. пер. А. К. Арынгазин. Астана: Индиго Принт, 2022. 398 с. Launonen, M. and Viitanen, J. (2022). The global best practice for managing innovation ecosystems and hubs [Russ. ed.: Peredovoi mirovoi opyt upravleniya innovatsionnymi ekosistemami i khabami]. Transl. from English; translation ed. by A. K. Aryngazin. Astana: Indigo Print. 398 p. (In Russ.).
- UNESCO science report: The race against time for smarter development / Ed. by S. Schneegans, T. Straza and J. Lewis. Paris: UNESCO Publishing, 2021. 739 p. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000377433 (дата обращения: 08.11.2023).
- Technology and innovation report 2021 // UNCTAD: [сайт]. URL: https://unctad.org/page/technology-and-innovation-report-2021 (дата обращения: 08.11.2023).
- White K. Publications output: U.S. Trends and international comparisons // Science and Engineering Indicators: [сайт]. 2019. December 17. URL: https://ncses.nsf.gov/pubs/nsb20206/publication-output-by-region-country-or-economy (дата обращения: 08.11.2023).
- Арынгазин А. К. Брутто-оценка ранней стадии научно-исследовательской активности // Управление наукой: теория и практика. 2023. Т. 5, № 1. С. 104-127. DOI: 10.19181/smtp.2023.5.1.7 EDN: QILPCP Aryngazin, A. K. (2023). Brutto assessment of the early stage of research activity. Science Management: Theory and Practice. Vol. 5, no. 1. P. 104-127. (In Russ.). DOI: 10.19181/smtp.2023.5.1.7 EDN: QILPCP
- Hauss K. What are the social and scientific benefits of participating at academic conferences? Insights from a survey among doctoral students and postdocs in Germany // Research Evaluation. 2021. Vol. 30, № 1. P. 1-12. DOI: 10.1093/reseval/rvaa018 EDN: JKXDEB
- Наука и власть. Проблема коммуникаций / В. И. Якунин, С. С. Сулакшин, М. В. Вилисов, Д. В. Соколов. М.: Directmedia, 2013. 248 с. Yakunin, V. I., Sulakshin, S. S., Vilisov, M. V. and Sokolov, D. V. (2013). Nauka i vlast’. Problema kommunikatsii [Science and power. Communication problem]. Moscow: Directmedia. 248 p. (In Russ.).
- Семёнов Е. В. Наука и инновации в современной России: проблемы и предложения // Управление наукой: теория и практика. 2021. Т. 3, № 4. С. 10-12. EDN: AZSUEZ Semenov, E. V. (2021). Science and innovation in modern Russia: Problems and proposals. Science Management: Theory and Practice. Vol. 3, no. 4. P. 10-12. (In Russ.).
-
Криворучко В. В. О ключевых мерах по дальнейшему реформированию российской науки // Управление наукой: теория и практика. 2021. Т. 3. № 4. С. 36-43. DOI: 10.19181/smtp.2021.3.4.4 EDN: STJWQZ Krivoruchko, V. V. (2021). On key measures to further reform Russian science. Science Management: Theory and Practice. Vol. 3, no. 4. P. 36-43. (In Russ.). DOI: 10.19181/smtp.2021.3.4.4 EDN: STJWQZ
-
Roth A. E. The economist as engineer: Game theory, experimentation, and computation as tools for design economics // Econometrica. 2002. Vol. 70, № 4. P. 1341-1378. DOI: 10.1111/1468-0262.00335 EDN: DUUHNT
-
Ostrom E. Understanding institutional diversity. Princeton, NJ; Oxford: Princeton University Press. xv, 355 p.
-
Всемирный банк в Казахстане. Обзор деятельности // The World Bank: [сайт]. 2020. Апрель. URL: https://thedocs.worldbank.org/en/doc/899951587968179006-0080022020/render/KazakhstanSnapshotSpring2020ru.pdf (дата обращения: 09.11.2023). Vsemirnyi bank v Kazakhstane. Obzor deyatel'nosti [World Bank in Kazakhstan. Business overview] (2020). World Bank, April. Available at: https://thedocs.worldbank.org/en/doc/899951587968179006-0080022020/render/KazakhstanSnapshotSpring2020ru.pdf (accessed: 09.11.2023). (In Russ.).
-
The Global competitiveness report, 2017-2018 // World Economic Forum: [сайт]. Р. 11-12. URL: https://www3.weforum.org/docs/GCR2017-2018/05FullReport/TheGlobalCompetitivenessReport2017-2018.pdf (дата обращения: 20.01.2023).
-
Национальный доклад по науке. Нур-Султан, Алматы, 2020. 238 с. // Национальная академия наук Республики Казахстан: [сайт]. URL: https://nauka-nanrk.kz/assets/assets/Доклад/Нацдоклад по науке__19__10__2020.pdf (дата обращения: 18.09.2022). Natsional'nyi doklad po nauke [National science report] (2020). Nur-Sultan; Almaty, Kazakhstan. 238 p. National Academy of Science Republic of Kazakhstan. Available at: https://nauka-nanrk.kz/assets/assets/Доклад/Нацдоклад по науке__19__10__2020.pdf (accessed: 18.09.2022). (In Russ.).
-
Competition and innovation: An inverted-U relationship / P. Aghion, N. Bloom, R. Blundell [et al.] // The Quarterly Journal of Economics. 2005. Vol. 120, № 2. P. 701-728.
-
Competition and innovation, part I. A theoretical perspective: OECD competition policy roundtable background note. 14 June, 2023 // OECD: [сайт]. URL: https://one.oecd.org/document/DAF/COMP(2023)2/en/pdf (дата обращения: 10.11.2023).
-
Griffith R., Reenen J. V. Product market competition, creative destruction and innovation. Programme on innovation and diffusion: Discussion paper, № 1818. London: Centre for Economic Performance, London School of Economics and Political Science, 2021.
-
Промышленное развитие в СНГ: есть ли условия для наращивания потенциала реиндустриализации?: Аналитический отчёт. М.: Статистика России, 2017. 223 с. Promyshlennoe razvitie v SNG: est' li usloviya dlya narashchivaniya potentsiala reindustrializatsii? [Industrial development in the CIS: Are there conditions for increasing the potential of reindustrialization?] (2017).: Analytical report. Moscow: Statistika Rossii. 223 p. (In Russ.).
-
В условиях неопределённости глобальной экономики, какой путь изберёт Центральная Азия? Инвестиционная привлекательность стран Центральной Азии. Ноябрь 2022. 60 c. // Эрнст энд Янг Казахстан: [сайт]. URL: https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/ru_kz/topics/attractiveness/ey-central-asia-attractiveness-survey-2022.pdf (дата обращения: 20.01.2023). V usloviyakh neopredelennosti global'noi ekonomiki, kakoi put' izberet Tsentral'naya Aziya? Investitsionnaya privlekatel'nost' stran Tsentral'noi Azii [In the face of global economic uncertainty, which path will Central Asia take? Investment attractiveness of Central Asian countries]. November 2022. 60 p. (2022). Ernst and Yang Kazakhstan. Available at: https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/ru_kz/topics/attractiveness/ey-central-asia-attractiveness-survey-2022.pdf (accessed: 20.01.2023). (In Russ.).
-
Информационно-аналитический справочник: Наука Казахстана в цифрах. 2017-2021 годы / А. Ж. Ибраев, Г. Н. Беляева, Н. И. Пономарева, Г. А. Козбагарова. Алматы: НЦГНТЭ, 2022. 87 с. Ibraev, A. Zh., Belyaeva, G. N., Ponomareva, N. I. and Kozbagarova, G. A. (2022). Informatsionno-analiticheskii spravochnik: Nauka Kazakhstana v tsifrakh. 2017-2021 gody [Information and analytical directory: Science of Kazakhstan in numbers, 2017-2021]. Almaty: National Center of Science and Technology Evaluation, 2022. 87 p. (In Russ.).
-
Sandel M. J. The tyranny of merit: What's become of the common good? London: Penguin Random House UK, 2020. 288 p.
-
Национальный доклад по науке. Нур-Султан; Алматы, 2021. 250 с. // Национальная академия Республики Казахстан: [сайт]. URL: https://nauka-nanrk.kz/assets/2021/доклад гот/Нац-доклады рус-13-12-2021.pdf (дата обращения: 27.05.2022). Natsional'nyi doklad po nauke [National science report] (2021). Nur-Sultan; Almaty, Kazakhstan. 250 p. National Academy of Science Republic of Kazakhstan. Available at: https://nauka-nanrk.kz/assets/2021/доклад гот/Нац-доклады рус-13-12-2021.pdf (accessed: 27.11.2022). (In Russ.).
-
Roche M. P. Taking innovation to the streets: Microgeography, physical structure, and innovation // The Review of Economics and Statistics. 2020. Vol. 102, № 5. Р. 912-928. DOI: 10.1162/rest_a_00866 EDN: EFUMOP
-
Assessment, evaluations, and definitions of research impact: A review / T. Penfield, M. J. Baker, R. Scoble, M. C. Wykes // Research Evaluation. 2014. January. Vol. 23, № 1. P. 21-32. DOI: 10.1093/reseval/rvt021
-
Ефимова Г. З., Сорокин А. Н., Грибовский М. В. Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 1. С. 202-230. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-1-202-230 EDN: XIYTOL Efimova, G. Z., Sorokin, A. N. and Gribovskiy, M. V. (2021). Ideal teacher of higher school: Personal qualities and socio-professional competencies. The Education and Science Journal. Vol. 23, no. 1. P. 202-230. (In Russ.). DOI: 10.17853/1994-5639-2021-1-202-230 EDN: XIYTOL
-
Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Научно-педагогические работники как социальная общность в меняющихся условиях академического развития // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 5. С. 147-180. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-5-147-180 EDN: DQKMBA Zborovsky, G. E. and Ambarova, P. A. (2022). Scientific and pedagogical staff as a social community in the changing conditions of academic development. The Education and Science Journal. Vol. 24, no. 5. P. 147-180. (In Russ.). DOI: 10.17853/1994-5639-2022-5-147-180 EDN: DQKMBA
-
Choi M., Choi H. Foresight for science and technology priority setting in Korea // Foresight and STIGovernance. 2015. Vol. 9, № 3. Р. 54-67. DOI: 10.17323/1995-459x.2015.3.54.65
-
Haas D. Kazakhstan could be key to Europe's energy transition // Emerging Europe. 2023. January 25. URL: https://emerging-europe.com/news/kazakhstan-could-be-key-to-europes-energy-transition/ (дата обращения: 05.02.2023).
-
Link A. N. Knowledge transfers from federally funded research and development centers // Science and Public Policy. 2021. Vol. 48, № 4. P. 576-581. DOI: 10.1093/scipol/scab029 EDN: PCZISY
-
Funding for few, anticipation among all: Effects of excellence funding on academic research groups / W. Scholten, T. P. Franssen, L. Drooge [et al.] // Science and Public Policy. 2021. Vol. 48, № 2. P. 265-275. DOI: 10.1093/scipol/scab018 EDN: BWEDMW
-
Клыпин А. В. Государственное финансирование прикладной науки в России // Наука. Инновации. Образование. 2016. Т. 11. № 1 (19). С. 34-54. EDN: VVTQYX Klypin, A. V. (2016). Gosudarstvennoe finansirovanie prikladnoj nauki v Rossii [Government funding of applied science in Russia]. Science. Innovation. Education. Vol. 11, no. 1 (19). P. 34-54. (In Russ.). EDN: VVTQYX
-
Чванова М. С., Киселева И. А., Самохвалов А. В. Подготовка специалистов наукоёмких направлений в Великобритании // Перспективы науки и образования. 2022. № 4 (58). С. 74-95. DOI: 10.32744/pse.2022.4.5 EDN: MFSHSG Chvanova, M. S., Kiseleva, I. A. and Samokhvalov, А. V. (2022). Training of specialists in knowledge-intensive areas in the United Kingdom. Perspectives of Science and Education. No. 4 (58). P. 74-95. (In Russ.). DOI: 10.32744/pse.2022.4.5 EDN: MFSHSG
-
Вернадский В. И. "Я - неразрывная часть народа": Размышления по аграрному вопросу // Вестник АН СССР. 1989. № 7. С. 102-114. Vernadsky, V. I. (1989). "Ya - nerazryvnaya chast' naroda": Razmyshlenija po agrarnomu voprosu ["I am an inseparable part of the people": Reflections on the agrarian question]. Vestnik AN SSSR. No. 7. P. 102-114. (In Russ.).
-
Романовский С. И. "Притащенная" наука. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2004. 346 с. EDN: QTMKMF Romanovskij, S. (2004). "Pritashchennaya" nauka ["Dragged" science]. St. Petersburg: St. Petersburg University Publ. 346 p. (In Russ.).
-
Абдильдин Ж. М. Собр. соч.: в 5 т. Алматы: Онер, 2000. Т. 1. 397 с. Abdildin, Zh. M. (2000). Sobranie sochinenii [Collected works]: in 5 vols. Almaty: Oner. Vol. 1. 397 p. (In Russ.).
-
Некипелов А. Д. Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики) // Вестник Российской академии наук. 2000. Т. 70, № 1. С. 87-89. Nekipelov, A. D. (2000). Put' v XXI vek (strategicheskie problemy i perspektivy rossiiskoi ekonomiki) [The path to the 21st century (strategic problems and prospects for the Russian economy)] Herald of the Russian Academy of Sciences. Vol. 70, no. 1. P. 87-89. (In Russ.).
-
Government at a glance 2021. Paris: OECD Publishing, 2021. 280 p. DOI: 10.1787/1c258f55-en
-
General government spending // OECD Data: [сайт]. URL: https://data.oecd.org/gga/general-government-spending.htm (дата обращения: 24.12.2022).
-
Managing public money, 2021, HM Treasury // GOV.UK: [сайт]. https://gov.uk/government/publications/managing-public-money (дата обращения: 09.11.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Монография посвящена анализу состояния и процесса реформирования системы образования в России. Подробно обсуждаются проблемы платного образования, подготовки профессионалов в системе высшего образования, формирования ценностей, мышления и мировоззрения человека в образовательном процессе, рассматриваются проблемы реформирования школьного образования. Особо выделен качественный анализ состояния системы высшего образования до и после присоединения России к Болонской декларации, освещаются функциональные основы образования советского периода и формулируются итоги реформаторских усилий последних десятилетий. Авторами обосновывается вывод, что никакой единой реформы российского образования - продуманной и работающей на интересы государства и общества - последние тридцать лет не было и нет до сих пор. Есть ряд реформаторских трендов, исходящих от различных инициаторов, и есть нечёткие общественные пожелания, каким должно быть будущее российского образования. Авторами сделан прогноз, что оно будет создаваться как самостоятельная структура на глобальном рынке образовательных услуг в условиях множества детерминирующих факторов.Монография посвящена анализу состояния и процесса реформирования системы образования в России. Подробно обсуждаются проблемы платного образования, подготовки профессионалов в системе высшего образования, формирования ценностей, мышления и мировоззрения человека в образовательном процессе, рассматриваются проблемы реформирования школьного образования. Особо выделен качественный анализ состояния системы высшего образования до и после присоединения России к Болонской декларации, освещаются функциональные основы образования советского периода и формулируются итоги реформаторских усилий последних десятилетий. Авторами обосновывается вывод, что никакой единой реформы российского образования - продуманной и работающей на интересы государства и общества - последние тридцать лет не было и нет до сих пор. Есть ряд реформаторских трендов, исходящих от различных инициаторов, и есть нечёткие общественные пожелания, каким должно быть будущее российского образования. Авторами сделан прогноз, что оно будет создаваться как самостоятельная структура на глобальном рынке образовательных услуг в условиях множества детерминирующих факторов.
В монографии представлен комплексный анализ процесса обеспечения кадрами советского атомного проекта: его принципов, форм, методов, механизмов, а также организационных, управленческих, образовательных, экономических и социальных мер в контексте советской экономической системы. В рецензии отмечается, что в монографии автор впервые представляет анализ ранее неопубликованных материалов и источников личного характера, что позволяет охватить различные аспекты - от институциональных рамок складывания кадрового состава до внутренних «атомных» социальных практик. Важность представленного исследования заключается в том, что оно проявляет роль человеческого фактора в превращении СССР в ядерную державу.В монографии представлен комплексный анализ процесса обеспечения кадрами советского атомного проекта: его принципов, форм, методов, механизмов, а также организационных, управленческих, образовательных, экономических и социальных мер в контексте советской экономической системы. В рецензии отмечается, что в монографии автор впервые представляет анализ ранее неопубликованных материалов и источников личного характера, что позволяет охватить различные аспекты - от институциональных рамок складывания кадрового состава до внутренних «атомных» социальных практик. Важность представленного исследования заключается в том, что оно проявляет роль человеческого фактора в превращении СССР в ядерную державу.
Статья посвящена анализу содержания монографии В.В.Лапаевой «Право в эпоху генетической революции (прогресс геномики человека с позиций правового подхода)». Даётся общая характеристика работы и раскрывается содержание таких её направлений, как защита прав пациентов-испытуемых и доноров биологического материала, стимулирование национального научно-технологического развития, а также предотвращение угроз вследствие неконтролируемого применения технологий редактирования генома человека. Особое внимание уделено освещению в монографии проблем законодательной политики России в области исследований генома человека и обоснованию автором тезиса о том, что создание благоприятных правовых условий для развития исследований в сфере генома человека невозможно в отрыве от правового обеспечения развития российской науки в целом.Статья посвящена анализу содержания монографии В.В.Лапаевой «Право в эпоху генетической революции (прогресс геномики человека с позиций правового подхода)». Даётся общая характеристика работы и раскрывается содержание таких её направлений, как защита прав пациентов-испытуемых и доноров биологического материала, стимулирование национального научно-технологического развития, а также предотвращение угроз вследствие неконтролируемого применения технологий редактирования генома человека. Особое внимание уделено освещению в монографии проблем законодательной политики России в области исследований генома человека и обоснованию автором тезиса о том, что создание благоприятных правовых условий для развития исследований в сфере генома человека невозможно в отрыве от правового обеспечения развития российской науки в целом.
В рецензии рассматривается монография «Образ мышления в науке о данных: Наступающая научно-техническая и экономическая революция» Лонбина Цао (ORCID: 0000-0003-1562-9429) - известного австралийского исследователя в области информатики и всего спектра ныне актуальных направлений, связанных с машинным обучением, искусственным интеллектом и др. В работе автор, несмотря на внушительный объём книги, компактно излагает становление новой дисциплины - науки о данных. В отличие от «традиционных» наук, это направление обладает целым рядом уникальных характеристик: более тесной связью теории с практикой, объединением методологических подходов общественно-гуманитарных и естественно-научных дисциплин, а также возможностью выхода в ранее недоступные для исследований пространства. Книга будет интересна как историкам развития науки, так и специалистам, непосредственно вовлечённым в работу с данными.В рецензии рассматривается монография «Образ мышления в науке о данных: Наступающая научно-техническая и экономическая революция» Лонбина Цао (ORCID: 0000-0003-1562-9429) - известного австралийского исследователя в области информатики и всего спектра ныне актуальных направлений, связанных с машинным обучением, искусственным интеллектом и др. В работе автор, несмотря на внушительный объём книги, компактно излагает становление новой дисциплины - науки о данных. В отличие от «традиционных» наук, это направление обладает целым рядом уникальных характеристик: более тесной связью теории с практикой, объединением методологических подходов общественно-гуманитарных и естественно-научных дисциплин, а также возможностью выхода в ранее недоступные для исследований пространства. Книга будет интересна как историкам развития науки, так и специалистам, непосредственно вовлечённым в работу с данными.
В рецензии отмечается важность монографии. Культуролог К.Г.Фрумкин собрал в книге уникальный материал об эволюции темы науки и учёных в советской (российской) культуре на протяжении XX века. Автор развивает две параллельные сюжетные линии. Первая линия представляет анализ исторического развития отечественной науки в XX столетии. Вторая линия связана с подробной инвентаризацией сложившихся в искусстве шаблонов и стереотипов научной среды. Показано, что наиболее распространённым и знаковым в советском искусстве является представление о положительном герое-учёном как о самоотверженном энтузиасте. К другим обсуждаемым стереотипам относятся также жертвенность учёного, его бойцовские качества, позволяющие противостоять проходимцам от науки. Развитие получили темы борьбы с научным плагиатом и карьеризмом. Под знаком государственного нетерпения и завышенных ожиданий разрабатывалась обязательная тема связи науки с производством. Сделан важный вывод о живучести стереотипов, которым не мешала эволюция отношения советского общества к науке.В рецензии отмечается важность монографии. Культуролог К.Г.Фрумкин собрал в книге уникальный материал об эволюции темы науки и учёных в советской (российской) культуре на протяжении XX века. Автор развивает две параллельные сюжетные линии. Первая линия представляет анализ исторического развития отечественной науки в XX столетии. Вторая линия связана с подробной инвентаризацией сложившихся в искусстве шаблонов и стереотипов научной среды. Показано, что наиболее распространённым и знаковым в советском искусстве является представление о положительном герое-учёном как о самоотверженном энтузиасте. К другим обсуждаемым стереотипам относятся также жертвенность учёного, его бойцовские качества, позволяющие противостоять проходимцам от науки. Развитие получили темы борьбы с научным плагиатом и карьеризмом. Под знаком государственного нетерпения и завышенных ожиданий разрабатывалась обязательная тема связи науки с производством. Сделан важный вывод о живучести стереотипов, которым не мешала эволюция отношения советского общества к науке.
В статье рассматриваются особенности любительской астрономии и различных инициатив и показана связь между любительской наукой и наукой профессиональной. В исследовании анализировались научные публикации российских и зарубежных авторов по различным инициативам любительской астрономии. Всего были изучены 500 публикаций. Методом анализа выступает контент-анализ. Цель исследования - рассмотреть современное состояние любительских астрономических инициатив и определить, как подобные инициативы связаны с профессиональными исследованиями. На основании анализа публикаций были выделены три типа, характеризующие современное состояние любительских астрономических инициатив и взаимодействий учёных-профессионалов с любителями. Каждый из типов имеет свою специфику коммуникации и организации сообществ, а также характеризуется определённой степенью открытости/закрытости сообществ. Также в исследовании анализируется специфика становления любительской астрономии, и любительская астрономия рассматривается как одно из старейших направлений активного сотрудничества науки профессиональной и энтузиастов-исследователей. В статье показано, что подобные любительские инициативы имеют большое значение для прикладного сектора науки, развития новых идей и прогресса в научной сфере.В статье рассматриваются особенности любительской астрономии и различных инициатив и показана связь между любительской наукой и наукой профессиональной. В исследовании анализировались научные публикации российских и зарубежных авторов по различным инициативам любительской астрономии. Всего были изучены 500 публикаций. Методом анализа выступает контент-анализ. Цель исследования - рассмотреть современное состояние любительских астрономических инициатив и определить, как подобные инициативы связаны с профессиональными исследованиями. На основании анализа публикаций были выделены три типа, характеризующие современное состояние любительских астрономических инициатив и взаимодействий учёных-профессионалов с любителями. Каждый из типов имеет свою специфику коммуникации и организации сообществ, а также характеризуется определённой степенью открытости/закрытости сообществ. Также в исследовании анализируется специфика становления любительской астрономии, и любительская астрономия рассматривается как одно из старейших направлений активного сотрудничества науки профессиональной и энтузиастов-исследователей. В статье показано, что подобные любительские инициативы имеют большое значение для прикладного сектора науки, развития новых идей и прогресса в научной сфере.
Сегодня лингвистические нейросети вторгаются во все сферы деятельности человека, включая и науку, что оценивается в целом положительно, поскольку приносит явный экономический эффект. Согласно популярным прогнозам, уже нынешнее поколение людей столкнётся с появлением продвинутого искусственного интеллекта, развитого на базе линейки языковых нейросетей GPT, во всём превосходящего человеческий разум. Однако эти ожидания, по-видимому, завышены. Главная причина кроется в том, что полем деятельности современных лингвистических моделей искусственного интеллекта является человеческий язык общения, но языки интуитивного мышления, без которых генерация нового знания, очевидно, не происходит, пока не поддаются формализации IT-средствами. Целью работы была оценка экспертных способностей современной нейросети ChatGPT-3.5 в ходе обсуждения явлений разного масштаба: устройство управления наукой и основы современной науки на Западе и в России и проблема обратимости и необратимости времени в физике, преломляющейся в теориях роста кристаллов. Исходно лингвистическая модель направлена на составление максимально ожидаемого суждения. И это качество приводит к эклектичности всей совокупности ответов по широкой теме диалога. Результаты общения с нейросетью по узкоспециальной теме продемонстрировали её неосведомлённость об известной проблеме физики и, что более важно, неспособность к применению её в теории роста кристаллов, в которой эта проблема является ключевой. Увлечение, необоснованный оптимизм или страхи в отношении ИИ, характеризующие настроения современного общества, пока в небольшой степени касаются научной практики, если не считать вреда от непрерывно возрастающего информационного шума, к которому становятся причастны и нейросети.Сегодня лингвистические нейросети вторгаются во все сферы деятельности человека, включая и науку, что оценивается в целом положительно, поскольку приносит явный экономический эффект. Согласно популярным прогнозам, уже нынешнее поколение людей столкнётся с появлением продвинутого искусственного интеллекта, развитого на базе линейки языковых нейросетей GPT, во всём превосходящего человеческий разум. Однако эти ожидания, по-видимому, завышены. Главная причина кроется в том, что полем деятельности современных лингвистических моделей искусственного интеллекта является человеческий язык общения, но языки интуитивного мышления, без которых генерация нового знания, очевидно, не происходит, пока не поддаются формализации IT-средствами. Целью работы была оценка экспертных способностей современной нейросети ChatGPT-3.5 в ходе обсуждения явлений разного масштаба: устройство управления наукой и основы современной науки на Западе и в России и проблема обратимости и необратимости времени в физике, преломляющейся в теориях роста кристаллов. Исходно лингвистическая модель направлена на составление максимально ожидаемого суждения. И это качество приводит к эклектичности всей совокупности ответов по широкой теме диалога. Результаты общения с нейросетью по узкоспециальной теме продемонстрировали её неосведомлённость об известной проблеме физики и, что более важно, неспособность к применению её в теории роста кристаллов, в которой эта проблема является ключевой. Увлечение, необоснованный оптимизм или страхи в отношении ИИ, характеризующие настроения современного общества, пока в небольшой степени касаются научной практики, если не считать вреда от непрерывно возрастающего информационного шума, к которому становятся причастны и нейросети.
В статье рассматривается деятельность по развитию в нашей стране системы космического телевидения. Датой рождения отечественного космического телевидения считается 7 октября 1959 г. - день начала радиотелевизионной передачи на Землю изображений обратной стороны Луны. В 1971 г. в СССР была создана международная система спутниковой связи и вещания «Интерспутник». Важной функцией космического телевидения уже вскоре после начала его развития становится контроль Земли из космоса в целях космической разведки и воздушно-космической обороны.В статье рассматривается деятельность по развитию в нашей стране системы космического телевидения. Датой рождения отечественного космического телевидения считается 7 октября 1959 г. - день начала радиотелевизионной передачи на Землю изображений обратной стороны Луны. В 1971 г. в СССР была создана международная система спутниковой связи и вещания «Интерспутник». Важной функцией космического телевидения уже вскоре после начала его развития становится контроль Земли из космоса в целях космической разведки и воздушно-космической обороны.
Рассмотрена терминологическая путаница, связанная с наименованиями свойств научных документов, отображаемых фактом их цитируемости. В очередной раз аргументируется утверждение, что непосредственно цитируемость научных документов отражает их использование, которое, в свою очередь, отражает их ценность. Необходимость продолжения соответствующей полемики и усиления аргументации вызваны тем, что многие специалисты либо не ассоциируют цитируемость с ценностью, либо безразличны к вопросу о свойстве документов, отображаемых цитируемостью, либо смешивают ценность документа с его качеством. Более того, существует авторитетная точка зрения, согласно которой использование - лишь один из факторов, вызывающих цитируемость научных документов; при этом обращения к документам считаются, напротив, несомненным свидетельством их использования, в то время как в этом случае остаётся неизвестным, будет ли полный текст затребованного документа хотя бы бегло просмотрен пользователем. Эти вопросы получают в статье своё критическое рассмотрение. Высказывается мнение, что путаница с понятием «использование документа» связано с невольным смешиванием его с традиционной библиотечной концепцией «использования фонда». Показано, как принятие к рассмотрению философского понятия ценности может внести ещё больше путаницы в терминологию, используемую для обозначения свойства научного документа, отражаемого par excellence его цитируемостью. Критически проанализированы существующие в библиотековедении определения «ценности документа». Предпринимается попытка уточнения понятий и содержания терминов «ценность научного документа» и «использование научного документа». Конкретно же в первой части данной работы приведены в основном примеры и критика терминологической путаницы с наименованием свойства научного документа, отображённого его цитируемостью и использованием. Они рассмотрены сквозь призму неуточненных понятий ценности и качества научного документа, которыми автор пользовался до завершения работы над второй частью исследования, где понятие ценности научного документа будет развито и уточнено.Рассмотрена терминологическая путаница, связанная с наименованиями свойств научных документов, отображаемых фактом их цитируемости. В очередной раз аргументируется утверждение, что непосредственно цитируемость научных документов отражает их использование, которое, в свою очередь, отражает их ценность. Необходимость продолжения соответствующей полемики и усиления аргументации вызваны тем, что многие специалисты либо не ассоциируют цитируемость с ценностью, либо безразличны к вопросу о свойстве документов, отображаемых цитируемостью, либо смешивают ценность документа с его качеством. Более того, существует авторитетная точка зрения, согласно которой использование - лишь один из факторов, вызывающих цитируемость научных документов; при этом обращения к документам считаются, напротив, несомненным свидетельством их использования, в то время как в этом случае остаётся неизвестным, будет ли полный текст затребованного документа хотя бы бегло просмотрен пользователем. Эти вопросы получают в статье своё критическое рассмотрение. Высказывается мнение, что путаница с понятием «использование документа» связано с невольным смешиванием его с традиционной библиотечной концепцией «использования фонда». Показано, как принятие к рассмотрению философского понятия ценности может внести ещё больше путаницы в терминологию, используемую для обозначения свойства научного документа, отражаемого par excellence его цитируемостью. Критически проанализированы существующие в библиотековедении определения «ценности документа». Предпринимается попытка уточнения понятий и содержания терминов «ценность научного документа» и «использование научного документа». Конкретно же в первой части данной работы приведены в основном примеры и критика терминологической путаницы с наименованием свойства научного документа, отображённого его цитируемостью и использованием. Они рассмотрены сквозь призму неуточненных понятий ценности и качества научного документа, которыми автор пользовался до завершения работы над второй частью исследования, где понятие ценности научного документа будет развито и уточнено.
Оцениваются перспективы нового качества отношений между носителями экономического экспертного знания, основанного на научных исследованиях, внимании к имеющим в том числе междисциплинарную природу существенным деталям, и его бенефициарами в сфере принятия политических решений. Обосновывается необходимость поиска компромисса между тем, что интересно исследователю, и тем, что актуально для выработки и применения мер экономической политики, в свете противопоставления функционалистского и фундаменталистского подходов к формированию внутридисциплинарного и общественно-политического дискурсов. Оцениваются перспективы нового качества отношений между носителями экономического экспертного знания, основанного на научных исследованиях, внимании к имеющим в том числе междисциплинарную природу существенным деталям, и его бенефициарами в сфере принятия политических решений. Обосновывается необходимость поиска компромисса между тем, что интересно исследователю, и тем, что актуально для выработки и применения мер экономической политики, в свете противопоставления функционалистского и фундаменталистского подходов к формированию внутридисциплинарного и общественно-политического дискурсов.
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе обзора нарративов о российской инновационной системе в стенограммах заседаний Государственной Думы выявить особенности российской инновационной политики, её основные направления и дискуссионные вопросы. Методологической основой исследования выступает нарративная экономика в традиции Р.Шиллера. В работе были использованы методы нарративной экономики и контент-анализа, графический метод представления собранных данных. Эмпирической основой исследования являются стенограммы заседаний Государственной Думы. Стенограммы заседаний способны дополнить такие традиционно используемые в нарративной экономике источники нарративов, как публикации в средствах массовой информации, книги, интервью, фокус-группы. Отбор конкретных стенограмм для изучения проводился на основе целевой критериальной выборки, при этом в качестве критерия использовалось наличие в тексте стенограммы таких словосочетаний, как «инновационная система», «инновационная деятельность», «инновационное предприятие», «инновационная продукция», «инновационные технологии», «инновационная экономика», «инновационная активность», «инновационная политика», «внедрение инноваций», «поддержка инноваций». Стенограммы, в которых нет ни одного из указанных словосочетаний, были исключены из выборки. Анализ выбранных стенограмм проводился аналогично систематическому обзору литературы по методу PRISMA. В работе показана динамика обсуждения в Государственной Думе вопросов, связанных с российской инновационной системой. Для более углублённого изучения нарративов в стенограммах используются качественные методы исследования. Задачей на этом этапе становится выявление идей о российской инновационной системе, которые обсуждаются и реализуются в сфере законодательства и государственного управления. Основные особенности государственной политики проиллюстрированы примерами нарративов. В результате проведённого исследования показано, что в государственной политике придаётся большое значение развитию российской инновационной системы. При этом имеется ряд дискуссионных вопросов относительно выбора оптимальных мер. Неоднозначны в нарративах и оценки степени успешности реализованной в прошлом политики.Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе обзора нарративов о российской инновационной системе в стенограммах заседаний Государственной Думы выявить особенности российской инновационной политики, её основные направления и дискуссионные вопросы. Методологической основой исследования выступает нарративная экономика в традиции Р.Шиллера. В работе были использованы методы нарративной экономики и контент-анализа, графический метод представления собранных данных. Эмпирической основой исследования являются стенограммы заседаний Государственной Думы. Стенограммы заседаний способны дополнить такие традиционно используемые в нарративной экономике источники нарративов, как публикации в средствах массовой информации, книги, интервью, фокус-группы. Отбор конкретных стенограмм для изучения проводился на основе целевой критериальной выборки, при этом в качестве критерия использовалось наличие в тексте стенограммы таких словосочетаний, как «инновационная система», «инновационная деятельность», «инновационное предприятие», «инновационная продукция», «инновационные технологии», «инновационная экономика», «инновационная активность», «инновационная политика», «внедрение инноваций», «поддержка инноваций». Стенограммы, в которых нет ни одного из указанных словосочетаний, были исключены из выборки. Анализ выбранных стенограмм проводился аналогично систематическому обзору литературы по методу PRISMA. В работе показана динамика обсуждения в Государственной Думе вопросов, связанных с российской инновационной системой. Для более углублённого изучения нарративов в стенограммах используются качественные методы исследования. Задачей на этом этапе становится выявление идей о российской инновационной системе, которые обсуждаются и реализуются в сфере законодательства и государственного управления. Основные особенности государственной политики проиллюстрированы примерами нарративов. В результате проведённого исследования показано, что в государственной политике придаётся большое значение развитию российской инновационной системы. При этом имеется ряд дискуссионных вопросов относительно выбора оптимальных мер. Неоднозначны в нарративах и оценки степени успешности реализованной в прошлом политики.
В статье представлены результаты анализа подходов к созданию в рамках современной старшей школы развивающей образовательной среды. Важнейшим условием развития подростков, их субъектности в требуемой ФГОС СОО исследовательской и проектной деятельности является создание экосистемы образовательного проектирования. В ней, помимо учебного класса - группы обучающихся, осваивающих единообразную учебную программу в стенах школы, формируется детско-взрослое образовательно-проектное сообщество, самостоятельно инициирующее содержание и траекторию развития его участников с выходом в социальный и профессиональный контекст. Организационным ядром среды образовательного проектирования способен стать проектный офис. Но в отличие от существующего в управленческой науке понимания проектного офиса как инструмента управления проектами, авторская модель представляет образовательно-проектный офис в школе как инициирующую и закрепляющую систему выращивания креативного детско-взрослого образовательно-проектного сообщества и организационной среды его деятельности. Выращивание сообщества, по мнению авторов, связано с особой работой в пространстве субъективной реальности обучающегося: 1) в пространстве со-бытийной общности проекта через решение различных типов проектных задач (становление образовательной и проектной субъектности); 2) в совместно распределённой деятельности через инициирование преобразования форм совместности (овладение самой формой организации совместных проектных действий); 3) в пространстве ситуации профессионального выбора посредством проведения систематической рефлексии получаемого опыта и проектирования индивидуальной профессиональной траектории (устойчивый профессиональный выбор). В статье представлены результаты анализа подходов к созданию в рамках современной старшей школы развивающей образовательной среды. Важнейшим условием развития подростков, их субъектности в требуемой ФГОС СОО исследовательской и проектной деятельности является создание экосистемы образовательного проектирования. В ней, помимо учебного класса - группы обучающихся, осваивающих единообразную учебную программу в стенах школы, формируется детско-взрослое образовательно-проектное сообщество, самостоятельно инициирующее содержание и траекторию развития его участников с выходом в социальный и профессиональный контекст. Организационным ядром среды образовательного проектирования способен стать проектный офис. Но в отличие от существующего в управленческой науке понимания проектного офиса как инструмента управления проектами, авторская модель представляет образовательно-проектный офис в школе как инициирующую и закрепляющую систему выращивания креативного детско-взрослого образовательно-проектного сообщества и организационной среды его деятельности. Выращивание сообщества, по мнению авторов, связано с особой работой в пространстве субъективной реальности обучающегося: 1) в пространстве событийной общности проекта через решение различных типов проектных задач (становление образовательной и проектной субъектности); 2) в совместно распределённой деятельности через инициирование преобразования форм совместности (овладение самой формой организации совместных проектных действий); 3) в пространстве ситуации профессионального выбора посредством проведения систематической рефлексии получаемого опыта и проектирования индивидуальной профессиональной траектории (устойчивый профессиональный выбор).
Разработана модель для описания процессов управления научным сектором. Модель базируется на анализе различных видов работы со знаниями (генерация, хранение, передача, систематизация и использование). Научный сектор рассматривается как сектор экономики, специализирующийся на систематизации знаний, в частности, на разработке научных моделей различных явлений. Научные модели в силу своей природы являются абстракциями и могут быть самостоятельным предметом для научного исследования, лишь косвенно опирающегося на запросы реального сектора. Научные модели также имеют предсказательные возможности, что является основой для их использования в прикладных разработках. Как следствие, на основе разработанной модели управления показано, что масштаб и специализация научного сектора зависят от востребованного объёма работ со знаниями. Специализация по работе со знаниями не является абсолютной - кроме специализированных учреждений такими работами могут заниматься и организации, юридически не являющиеся научными, а также отдельные специалисты вне научного сектора. Рассмотрены альтернативные модели, которые неявно используются при управлении научным сектором.Разработана модель для описания процессов управления научным сектором. Модель базируется на анализе различных видов работы со знаниями (генерация, хранение, передача, систематизация и использование). Научный сектор рассматривается как сектор экономики, специализирующийся на систематизации знаний, в частности, на разработке научных моделей различных явлений. Научные модели в силу своей природы являются абстракциями и могут быть самостоятельным предметом для научного исследования, лишь косвенно опирающегося на запросы реального сектора. Научные модели также имеют предсказательные возможности, что является основой для их использования в прикладных разработках. Как следствие, на основе разработанной модели управления показано, что масштаб и специализация научного сектора зависят от востребованного объёма работ со знаниями. Специализация по работе со знаниями не является абсолютной - кроме специализированных учреждений такими работами могут заниматься и организации, юридически не являющиеся научными, а также отдельные специалисты вне научного сектора. Рассмотрены альтернативные модели, которые неявно используются при управлении научным сектором.
В статье обсуждаются параметры зарождающейся в России модели технологического развития, ориентированной на обеспечение технологического суверенитета, и появляющиеся в связи с этим новые функции ведущих российских университетов. Согласно нормативно-правовым документам, технологический суверенитет будет формироваться за счёт создания собственных линий разработки. Это новый термин в российской научно-технологической политике, означающий комплекс мероприятий (проектов, программ) и условий, обеспечивающих создание и устойчивое развитие отечественных технологий и продуктов на их основе, включая разработку их новых поколений. Показано, что в новой модели технологического развития университеты начинают выполнять функции, связанные с созданием собственных линий разработки. Первое - это появление межуниверситетских инициатив ведущих вузов, когда они совместно с компаниями формируют технологические программы национального масштаба. Примером результата такой совместной работы университетов и компаний может служить Федеральный проект «Развитие отечественного приборостроения гражданского назначения». Важность нового направления деятельности в том, что она закладывает основы для смены поколений технологий, которая должна произойти на интервале 5-10 лет. Второе - это переход ведущих вузов к участию, совместно с компаниями, в прикладных работах, приводящих к созданию технологий высоких уровней готовности. На базе ряда вузов стали формироваться опытно-промышленные производства, и индустриальные партнёры поддерживают расширение функций университетов. Создание таких опытно-промышленных производств позволяет проводить испытания новых технологий и продуктов и осуществлять мелкосерийный выпуск продукции на коммерческой основе. Это становится источником дополнительных доходов для дальнейших исследований и разработок. Однако потенциал межуниверситетских инициатив и процесс «абсорбирования» университетами опытно-промышленной фазы пока не рассматриваются на государственном уровне в качестве стратегических направлений развития университетов. Правительственные меры поддержки вузов направлены на традиционные сферы их деятельности.
Целью статьи является анализ возможностей максимально полной реализации положения о свободе научного творчества, закреплённого в ч.1 ст. 44 Конституции РФ. Свобода научного творчества рассматривается как один из важнейших факторов обеспечения технологического суверенитета России, которому не уделяется должного внимания со стороны органов государственной власти. С этих позиций обосновывается тезис о том, что свобода научного творчества предполагает такую трактовку права на науку, которая включает в себя в том числе обязанность государства способствовать развитию науки. На основе метода юридико-догматического толкования текста Конституции РФ определяются направления разработки права на науку и наполнения его конкретным нормативно-правовым содержанием. Обосновывается идея принятия специального кодекса законов о науке и научно-технологической деятельности, который увязал бы всё правовое регулирование этой сферы в единый внутренне непротиворечивый комплекс. Особое внимание уделено роли международных регуляторных режимов «мягкого права» как фактора, влияющего на научно-технологическую политику России, и необходимости принятия организационных мер для более активного включения российских учёных в формирование глобальной, региональной и национальной повестки дня по соответствующей проблематике.
Научный процесс может нормально осуществляться при условии сбалансированного обеспечения всеми видами необходимых ресурсов, включая информационные. Эффективная циркуляция информации в науке - совершенно необходимое условие развития научного производства. Научные журналы являются ядром системы научных коммуникаций и отвечают за информационное обеспечение науки. Проблема в том, что в настоящее время в России национальная сеть научных журналов (НСНЖ) не рассматривается как единая система. Она не выделена как особый объект государственной политики и управления. Государство не выделяет соответствующие направление политики и сегмент структуры управления, ответственные за развитие сети научных коммуникаций и поддержку информационной среды науки.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru