ISSN 2415-8739 · EISSN 2500-1566
Язык: ru

Преподавание отечественной истории в низшей школе Российской империи в начале ХХ в. (2024)

Внутриполитические события в Российской империи в начале ХХ в. актуализировали общественные дискуссии о путях развития отечественной системы образования, в том числе о качестве преподавания в низшей школе. На нее возлагались не только функции просвещения народных масс и обучения их элементарным навыкам (умению читать, писать, совершать несложные арифметические действия), но и задачи по формированию мировоззренческих установок у подрастающего поколения. Основные дискуссии велись между сторонниками так называемого антропологического направления педагогики, делавшими акцент на приоритете общечеловеческих ценностей, и теми, кто выступал за усиление национальной составляющей русской школы и признавал правильную (выдержанную в патриотическом ключе) подачу исторических знаний одним из сильнейших факторов формирования детской картины мира. Указанные разногласия обусловили отсутствие в педагогическом дискурсе единого мнения относительно изучения прошлого родной страны в рамках кратковременного пребывания учеников в стенах народной школы. В предлагаемой статье анализируются различные подходы отечественных педагогов к содержанию программ начального обучения (в частности, к вопросу о целесообразности включения в них разделов по истории), к методам и формам преподавания; характеризуются взгляды представителей общественности на учебные книги, употреблявшиеся в качестве пособий к урокам по отечественной истории. Отстаивается тезис, что в отсутствие политического консенсуса в обществе и единой государственной политики в вопросах образования объем и качество преподавания истории всецело зависели от личности народного учителя и присущих ему ценностных ориентиров.

Тип: Статья
Автор (ы): Твердюкова Елена Дмитриевна
Ключевые фразы: российская педагогика, низшее образование, начальная школа, история отечества, объяснительное чтение, хрестоматии, государственная идеология, национальное воспитание, патриотизм

Идентификаторы и классификаторы

УДК
373.31. Организация обучения в начальной школе
Префикс DOI
10.21285/2415-8739-2024-1-108-120
Текстовый фрагмент статьи