Авторы статьи обратились к вопросу открытия аспирантуры в Свердловском государственном педагогическом институте. На основе анализа источников авторы обращают внимание на то, что начало подготовки научно-педагогических работников в региональном вузе в годы Великой Отечественной войны во многом было связано с авторитетом директора института. В конечном счете, несмотря на невысокие показатели работы аспирантуры, связанные в том числе и с трудностями послевоенного времени, в Свердловске, наряду с Уральским госуниверситетом, был создан еще один центр по подготовке научно-педагогических кадров по гуманитарным направлениям подготовки.
Идентификаторы и классификаторы
Вступив в должность руководителя СГПИ в конце 1941 г., Я. Д. Петров столкнулся с тем, что преподаватели, которые в соответствии с планом научно-исследовательской работы должны были сдать кандидатские экзамены и поставить на защиту кандидатскую диссертацию, не могли этого сделать вследствие того, что в Свердловске отсутствовали диссертационные советы, а вузы не имели прав приема экзаменов кандидатского минимума. Если раньше сдача кандидатских экзаменов и защита диссертации проходила в Москве и Ленинграде, то в начале 1942 г. вследствие военных действий въезд в столичные города был затруднен. В этой ситуации 5 мая 1942 г. Яков Денисович обратился в Свердловский обком ВКП(б) с докладной запиской «О состоянии профессорско-преподавательских кадров Госпединститута» в которой выразил обеспокоенность в решении проблемы защиты диссертаций, подготовленных преподавателями СГПИ (2 докторские и 2 кандидатские диссертации)1 .
Список литературы
-
Игошев Б. М., Булах В. Н. Страницы истории аспирантуры СГПИ - УрГПУ (1943-2013 гг.). Екатеринбург: [б. и.], 2013. 124 c.
-
Очерки истории Уральского государственного педагогического университета. Екатеринбург: [б. и.], 2001. 225 c.
-
Попов М. В., Шитов А. К. Директор Я. Д. Петров и Свердловский педагогический институт в 1945-1953 гг. // Педагогическое образование в России. 2021. № 3. С. 22-29. EDN: FMNPKZ
-
Уральский государственный педагогический университет: летопись-хроника 1930-2000. Екатеринбург: УрГПУ, 2000. 426 c.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Значительный комплекс документов, хранящихся в австрийском Дворцовом, Домашнем и Государственном архиве, определенно свидетельствует о том, что Вена располагала достаточно полной информацией в отношении как хода событий на центральном театре военных действий в конце 1812 г., состоянии Великой армии, так и настроений в столицах двух воюющих империй. По мере ухудшения ситуации для Наполеона и его армии австрийская политическая элита все более убеждалась в необходимости более, чем это было в начале русской кампании, ограничить свое участие в войне против России и воспользоваться моментом для того, чтобы выступить в роли всеевропейского посредника, обеспечивая тем самым себе выгодную позицию в определении нового международного расклада. Действия Австрии в направлении поиска мира активно подстегивались опасениями в том, что подобную инициативу может взять на себя сама Франция, не оставив, таким образом, австрийцам возможности погреть руки как посреднику.
О «генеральной репетиции Октября» на Урале написаны сотни работ. Особое место в этом событии принадлежит забастовке почтово-телеграфных работников, которые смогли навязать правительству и обществу первую информационную войну в России. Отношение отечественных историков к событиям 1905 г. и забастовке связистов менялось в зависимости от политической конъюнктуры: в советской историографии воспевались героические усилия связистов в борьбе с самодержавием, в период перестройки и в последующие годы забастовка связистов вообще оказалась забытой. Сегодня тема информационных войн является одной из самых актуальных. Цель нашей статьи является показать, что связисты в 1905 г. смогли навязать первую информацион-ную войну царскому правительству и, на примере связистов Урало-Поволжского региона, выяснить судьбы некоторых почтово-телеграфных работников, а также проанализировать меры, которыми правительство пыталось подавить эту информационную войну.
В статье выявлены исторические корни формирования новейшей концепции преподавания курса «История России». Автор анализирует основные направления образовательной политики Российской империи XVIII - начала XIX., связанные с разработкой модели изучения истории в учебных заведениях общеобразовательного и профессионального типа. Официальные инициативы в области определения принципов и методов формирования исторического сознания рассматриваются в качестве одного из ведущих векторов официальной юридической политики, нацеленной на формирование коллективного правосознания и гражданской идентичности.
В статье на основе китайских архивных источников анализируется вклад советских специалистов в развитие гражданской отрасли провинции Шэньси во второй половине 1950-х гг. Характерной особенностью этой деятельности явился её научно-исследовательский подход, когда помощь по развитию в Китае таких отраслей, как электроэнергетика, сельское хозяйство или дорожно-транспортное строительство, требовало от советских специалистов проведения серьёзных научно-исследовательских изысканий на местах как отправной точки для начала улучшения гражданской отрасли.
В статье на примере военно-исторического движения г. Екатеринбурга анализируется характер влияния реконструкции на формирование исторических знаний. Автор дает краткую характеристику современного военно-исторического движения, выделяет типичные ошибки, способствующие формированию неверного представления о прошлом. В работе также представлена информация о мотивах участия уральцев в реконструкциях, полученная методом анкетирования. Автор отмечает, что сегодня военно-исторические реконструкторы Екатеринбурга находятся в состоянии поиска, смещая фокус от исторических инсценировок для зрителя к иным формам интерактивного участия.
В статье рассматривается движение за гомруль в трех регионах британской периферии рубежа XIX-XX вв. Внимание также уделяется зарождению политического национализма в условиях движения за возрождение кельтской культуры. Авторы приходят к выводу, что рассматриваемый период был ознаменован всплеском активности ирландских, валлийских и шотландских политиков в парламенте, которые пытались легитимным путем решить следующие назревшие проблемы: земельный вопрос, упразднение Англиканской церкви как государственной, получение автономии (гомруль). В результате им удалось достигнуть значительных уступок со стороны правительства, однако последнее требование так и не было реализовано. В дальнейшем пути кельтских народов пошли по индивидуальной траектории: Уэльс и Шотландия с середины века выступили за деволюцию, Ирландия за исключением Ольстера стала республикой.
Отечественная война 1812 года стала важнейшим этапом в формировании русского политического сознания, способствовала усилению консервативных начал в общественно-политической жизни. Мемуарная литература является важнейшим историческим источником, позволяющим получить достоверную информацию о причинах и целях войны, степени готовности вооруженных сил, стратегии и тактике, оценке государей и полководцев. В статье, основанной на изучении мемуарной и научной литературы, рассматриваются следующие важные аспекты темы: «человек на войне», факторы выживания, как военных, так и гражданских людей в тяжелейших психологических и бытовых условиях, оценка своих, российских героев, и неприятелей. Именно на войне раскрываются все, как высокие, так и низменные качества человека. Мемуары позволят ответить на вопрос, актуальный и для современной России: откуда взялись в народе те духовные силы, которые объединили российское общество, помогли преодолеть те нечеловеческие испытания, которые выпали на долю русских солдат. Такая литература прекрасно передает психологию воюющих сторон. На основе мемуаров захватчиков раскрываются планы Наполеона в отношении завоевания мирового лидерства, раскрывается их отношение к русскому, как они, писали, варварскому народу. При этом отмечается, что отношение врагов к русскому крестьянину, солдату по мере продвижения вглубь России меняется. Враги вынуждены были считаться с мужеством, стойкостью и выносливостью русского солдата. Доказывается важнейшая роль духовного, прежде всего, религиозного фактора. Другим фактором была преданность населения своему государю Александру I. В статье затронута тема обычаев войны. На основе изучения современной историографии рассматриваются следующие важные темы: московский пожар, его виновники и последствия. Делается вывод, что изучение прошлого, в частности, Отечественной войны 1812 г., позволяет объяснить современные международные отношения, понять причины враждебного отношения коллективного Запада к России. Отмечается, что дальнейшее изучение воспоминаний очевидцев войны позволяет глубже и объективнее понять факторы победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года.
Автор статьи показывает, как в свете смены ценностных ориентиров в современной Италии изменяются методология и практики исследования истории народных движений в период французской экспансии и наполеоновского правления (1792-1815 гг.). Своеобразный «канон», созданный еще учеными и литераторами в период Рисорджименто, уступил место новым подходам. Однозначно негативная трактовка народных движений 1796-1799 гг., противостоявших республиканскому режиму и французскому господству окончательно ушла в прошлое. Интерес к итальянскому «якобинизму» сменился интересом к изучению общественных институтов, культурных практик, религии. В новациях, принесенных на итальянскую землю французами на рубеже веков, теперь усматривают не только залог трансформаций Рисорджименто, но и фактор формирования протонационального и национального самосознания итальянцев. Методологические повороты в науке конца XX в. при этом не в полной мере отразились в исследовании народных движений. Этому препятствуют как традиционная специфика итальянских исторических исследований (научный партикуляризм), так и медленное внедрение информационных и цифровых технологий. Самым важным шагом, по мнению автора статьи, стало более глубокое внимание к феномену «контрреволюции» в его итальянском варианте.
В статье рассматриваются современные взгляды русских писателей на мир оборотня в восточной и западной традициях. Анализируется, как образ оборотня представлен в русской литературе, и как он сочетается с восточными и западными традициями, какой новый смысл и интерпретацию современные русские писатели придают образу оборотня.
В свете разнообразных методологических сдвигов в социогуманитарном познании отнюдь не последнее место занимает «цифровой поворот». В современной историко-правовой науке осмысляются связанные с ним проблемы, хотя зачастую преимущественно в дидактическом ключе. В подготовке современного юриста процессы цифровизации имеют большое значение, в том числе, в ходе преподавания историко-правовых дисциплин. Кратко представлен опыт кафедры истории государства и права конкретного юридического вуза.
В статье исследуется образ, сложившийся в британской литературе, генерала шотландского происхождения Дж. Мура, погибшего в 1809 г. при штурме французами испанского города Ла-Корунья во время Пиренейских войн. Автор приходит к выводу, что писателям и историкам удалось создать очень привлекательный образ романтического героя, великодушного человека, смелого и одновременно осторожного воина, павшего смертью храбрых на чужбине.
Международные конфликты - тема, которая неизбежно находит отражение в явлениях массовой культуры - СМИ, музыке, кинематографе, изобразительном искусстве. Репрезентация действий противоборствующих сторон в СМИ, кино или в сюжетах компьютерных игр во многом оказывает существенное влияние на формирование представлений о событиях - ведь в данном случае речь идет о воздействии на эмоции людей. В статье проанализированы особенности репрезентации событий Второй мировой войны в комиксах, изданных в Германии, стране, для которой проблема переосмысления и преодоления нацистского прошлого имеет непреходящее значение. Автор предпринимает попытку изучения комикса как средства формирования и трансформации исторических представлений, прежде всего, в молодежной среде.
В статье рассмотрены проблемы формирования гибких навыков у учащихся в процессе обучения истории и культурологии. Показаны возможности использования педагогической технологии ТРКМ в реализации требований историко-культурного стандарта.
Статья посвящена выявлению национальной специфики образов наполеоновской эпохи в современном образовательном пространстве Великобритании. Автор обращается к различным цифровым инструментам, представленным в британском образовательном пространстве, и анализирует их возможности в процессе изучения истории. На основе анализа приложений, экспозиций музеев и элементов медиа-пространства (фильмов, подкастов, видеоигр) автор приходит к выводу о том, что обилие различных цифровых технологий, применяемых для изучения истории начала XIX в., способствует лучшему усвоению темы. Это происходит благодаря разнообразному опыту, получаемому пользователями в процессе применения данных технологий. Отмечается, что британские цифровые материалы по данной проблематике отражают национальные представления об исследуемой нами эпохе. Во многих цифровых материалах эпоха наполеоновских войн используется для иллюстрации силы и мощи британского оружия и флота, мудрости полководцев. Подчеркивается ключевая роль Великобритании и герцога Веллингтона в победе над Наполеоном.
На примере проблемы «измерения Земли» в историческом разрезе демонстрируется универсальность языка математики, которая позволяет сделать эту науку строительным элементом для построения глобального толерантного образовательного и, шире, социального пространства - без межгосударственных, межэтнических и межконфессиональных границ. В качестве конкретного воплощения идеи, доступной к реализации на разных уровнях образования, представляются лабораторные работы по математике с историко-географическим содержанием.
Статья посвящена деятельности Федерации русских канадцев (ФРК) - наиболее крупной организации, объединявшей представителей славянских трудовых иммигрантов в данной стране Северной Америки. В центре внимания автора - феномен русских школ, существовавших в Канаде в эпоху холодной войны. Источниковой базой данной статьи послужили материалы газеты «Вестник», которая выпускалась в Торонто. Показано, что ФРК являлась ключевой структурой, которая использовалась дипломатическими структурами СССР в Канаде в условиях холодной войны. Основу данной организации составляли представители трудовой эмиграции из Российской империи, а также Польши 1920-х - 1930-х гг. Большинство из них были белорусами и украинцами, которые не имели отчетливо выраженного этнического самосознания и идентифицировали себя с русской эмиграцией. Руководство ФРК стремилось бороться с растворением молодежи в канадском обществе, надеясь, что подрастающее поколение будет владеть русским языком и знать основы культуры родины предков. Однако исторические источники свидетельствуют о том, что процессы ассимиляции в полиэтничной среде Канады развивались достаточно быстро, чему способствовала, в том числе, недостаточная заинтересованность многих русских канадцев в функционировании русских школ.
В статье актуализируется вопрос об использовании цифровых технологий в школьном историческом образовании, раскрываются преимущества использования цифровых технологий в процессе обучения истории, обеспечивающие информационно-методическую поддержку образовательной деятельности в современной школе.
СССР играл большую роль в попытках мирного политического урегулирования конфликта на Ближнем Востоке на протяжении 1969 г., действия как через встречи и переговоры с Египтом, так и через консультации с великими державами и представителями администрации США. Когда Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 242 по урегулированию арабо-израильского конфликта и началась миссия Гуннара Ярринга, посланника ООН по решению проблем на Ближнем Востоке, разногласия между сторонами стали очевидными. Израиль требовал начала переговоров с арабскими странами до вывода войск с захваченных им территорий во время Шестидневной войны 5 июня 1967 г. Египет же настаивал на выводе израильских войск со всех оккупированных территорий до начала переговоров. В этой ситуации, опасаясь эскалации военных действий на Ближнем Востоке, СССР и США начали новый этап переговоров. Статья призвана осветить роль СССР в урегулировании арабо-израильского конфликта, когда он, начиная с декабря 1968 г., предложил план по реализации резолюции № 242, и до конца 1969 г., когда США представили план, известный как «план Роджерса». Новизна статьи заключается в анализе арабских, английских и советских документов, содержащих уникальные сведения об усилиях СССР по поддержке борьбы Египта и других арабских стран за ликвидацию последствий израильской агрессии и установление справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке.
Разрядка напряженности в советско-американских отношениях 1969-1979 гг. как особое явление в истории международных отношений второй половины ХХ в. до настоящего времени не получила однозначной историографической оценки. В статье предпринята попытка локализовать её как относительно автономный, хотя и связанный с более продолжительной по времени разрядкой в отношениях между Востоком и Западом («долгой разрядкой») процесс, отличавшийся особыми качественными характеристиками. Для него была характерна сложная структура, роль ключевого элемента в которой принадлежала программам научно-технического сотрудничества и технологического трансфера. Стороны планировали свое участие в этих программах, исходя из собственных приоритетов. Обосновывается вывод о том, что значимым фактором успешности американской стратегии на этом направлении стала продуманная информационная политика.
В статье рассматриваются трудности, возникшие в Специализированном учебно-научном центре Уральского федерального университета (далее - СУНЦ УрФУ) в связи с введением курса «Естествознание» для обучающихся, выбравших гуманитарные науки в качестве профильных. Автор концентрирует внимание на ряде проблем, которые считает наиболее значимыми: отсутствие приемлемых учебников; уменьшение количества часов на преподавание естественнонаучных дисциплин; неточности в постановке целей преподавания; сложности в постижении принципов работы техники; естественное стремление обучающихся постичь новые девайсы. Сделан вывод о том, что школа готовит выпускника, сознательно выбирающего свой путь в жизни.
Вышедшая сразу после разгрома Франции, в июле 1940 г., книга трех британских журналистов, выступивших под псевдонимом «Катон», представила крайне негативный образ премьер-министра Великобритании Н. Чемберлена. После 1948 г. этот образ закрепил своим знаменитым 6-томным трудом У. Черчилль. В итоге резко негативные оценки Невилла-политика можно встретить в работах не только английских «ортодоксов», но и «ревизионистов» и «постреви-зионистов» - с той лишь, пожалуй, разницей, что образ «слабого и невежественного» Чемберлена со временем стал уступать в литературе место образу всё такого же невежественного, но теперь уже «сильного» политика. Нам хочется показать, что данные образы мало соответствуют действительности.
Статья посвящена истории Уральского государственного педагогического университета в 1930-е гг. Предметом изучения является биография и деятельность третьего директора вуза В. Е. Семёнова. Использование ранее недоступных для изучения источников позволило раскрыть новые важные аспекты судьбы советского педагога-управленца.
В статье автор оценивает влияние литературы и кино на формирование социальной памяти о Русском экспедиционном корпусе во Франции. Последовательно анализируются произведения С. Цвейга, А. Н. Толстого, а также кинофильмы, создающие образ русского солдата на Западном фронте, выделяются общие и уникальные особенности. На основании сравнения художественной репрезентации событий с данными исторической науки делаются выводы о сформированных общественных представлениях, а также намечаются возможные направления дальнейшей работы.
В статье рассматриваются особенности взаимодействия сотрудников государственных архивов и средств массовой информации Свердловской области. Проведенное автором онлайн-анкетирование позволяет проанализировать на каком уровне находятся данные коммуникативные процессы, мотивы для их возникновения и причины, мешающие повышению эффективности коммуникации.
Отражение событий прошлого и настоящего, их противоречивые оценки в работах историков должны стать содержательной основой для развития у школьников оценочной деятельности. Такая задача ставится в концепции преподавания учебного курса «История России». Применение учителем историо-графического подхода в обучении требует серьезного осмысления им проблемы интерпретации различных исторических феноменов для помощи ученикам в анализе их трактовок. В статье с опорой на требования нормативной базы среднего общего образования анализируются содержание учебников для средней школы, методические аспекты изучения и интерпретации феномена разрядки международной напряжённости, ведется поиск путей более эффективного применения историографического подхода в обучении. Работа направлена на повышение методической компетентности учителей истории.
В статье рассматриваются важные аспекты, связанные с проблемой субкультурной памяти летчиков-истребителей Второй мировой войны, советских и немецких, в ее взаимодействии с другими видами памяти - культурной памятью, контрпамятью. На материале эго-документов 1940-2000-х гг. исследуются основные моменты, характеризующие поведение «рыцарей неба», объясняется, почему некоторые темы, актуальные для субкультурного самосознания летчиков-истребителей (отношение к пленным летчикам, воздушные поединки, проблема партийности/беспартийности), не могли найти полного отражения в источниках личного происхождения или же, наоборот, настойчиво выдвигались в них на первый план. Анализируется, каким образом одна из самых знаменитых субкультур Второй мировой войны смогла противостоять инерции противоборства «войн памяти», попытавшись найти разумный компромисс.
В данной статье автор на основе методов исторической антропологии проанализировала процесс трансформации представлений солдат Великой армии о войне и противнике во время отступления из России. Автор пришла к выводу, что именно этот период оказался самым важным в формировании европейской героической версии события. Чем в более худших условиях оказывались солдаты, тем агрессивнее становился образ врага. Негативный образ русских стал повсеместно появляться в дневниках и письмах солдат в период пребывания в Москве. В условиях отступления из России солдаты с разными ценностями, социальными статусами, национальной принадлежностью объединились в единственном желании - жить и вернутся домой, что способствовало укреплению «коллективного воображаемого» о событиях войны. После возвращения из России основная часть солдат, стремясь вытеснить травматические воспоминания, заполнила пространство своей памяти той информацией, которую предлагала официальная пропаганда: суровый русский климат, нападение казаков и победа во всех сражениях кампании. В дальнейшем солдаты продолжали верить в это удобное «коллективное воображаемое», оправдывающее трагедию, о которой уже не хотелось помнить. Тем самым, участники и современники тех событий оказались едины в своем желании оставить в истории героический образ Великой армии в период отступления из России.
«Записки сестры милосердия Анны Ждановой» - уникальный эго-документ, отражающий процесс формирования в начале XX в. в России новой модели гендерной идентичности, основанной на представлениях о гендерном равенстве, возможности женской независимости и самореализации за пределами семьи. Дневник, созданный в условиях Первой мировой войны, характеризуется глубоко эмоциональными переживаниями и их разнообразной репрезентацией, в том числе стихотворной и изобразительной. В статье на основе интерпретации основных тем дневникового дискурса раскрываются особенности индивидуального восприятия событий и самовыражения Анны Ждановой, ее поведенческой стратегии в условиях войны. Определены характерные черты личностной идентичности автора: отвержение гендерных барьеров и стереотипов, стремление к свободной самореализации в общественной сфере, деятельному служению Родине, вера в простой народ, сочувствие солдату, протест против социальной несправедливости и гендерных предрассудков. Показано, что, вопреки некоторым историографическим и мемуарным стереотипам, уже в период Первой мировой войны появился особый тип сестры милосердия, представленный женщиной левых, социалистических убеждений, близкий к типу красной сестры эпохи Гражданской войны, что подтверждает и траектория судьбы самой Анны Ждановой.
Статья посвящена выявлению основных этапов и причин, по которым выходцы из зарубежных стран в период Великой российской революции и Гражданской войны 1917-1922 гг. принимали решение остаться в Советской России. В основе исследования лежат материалы из архивно-следственных дел 1919-1947 гг. лиц, осужденных по политическим мотивам. Означенные дела находящихся на хранении в ГКУСО «Государственный архив административных органов Свердловской области».
В статье проанализированы события, посвященные 200-летнему юбилею осады Тулона 1793 г. Юбилей показал, что два века спустя после этого историческое события оно воспринимается уже не столь положительно, как было, например, во время подобного юбилея в период Третьей республики. Спустя 200 лет оно стало восприниматься как довольно болезненный эпизод для французов, в особенности, для тулонцев. В 1992-1993 гг. в периодике развернулись многочисленные дискуссии, в ходе которых высказывались совершенно противоположные точки зрения, как на события самой осады, так и на ее юбилей.
Пятьдесят лет спустя после событий Шестидневной войны все еще продолжают звучать заявления о том, что именно СССР несет большую часть ответственности за израильскую агрессию против Египта 5 июня 1967 г. Данная статья призвана яснее осветить вопрос об израильской агрессии против Египта и ее последствиях для отношений между Советским Союзом и попытаться отказаться от искажений в этом вопросе посредством материалов, опубликованных в России и арабских странах спустя более пятидесяти лет после произошедших событий. Это, несомненно, даст возможность для более глубокого понимания последствий агрессии для развития советско-египетских отношений.
Издательство
- Издательство
- УрГПУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620091, Свердловская область, город Екатеринбург, пр-кт Космонавтов, стр. 26
- Юр. адрес
- 620091, Свердловская обл, г Екатеринбург, Орджоникидзевский р-н, пр-кт Космонавтов, стр 26
- ФИО
- Биктуганов Юрий Иванович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- uspu@uspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3838438
- Сайт
- https://uspu.ru/