В условиях раннего русского средневековья одним из важнейших условий включения духовенства в городскую и сельскую среду было участие пастырей в различных праздниках и пирах, устраиваемых миром (общиной). Культура и традиции подобных торжеств были таковы, что служили соблазном как для их участников, так и для их свидетелей. В представленной статье предпринята попытка проанализировать комплекс рекомендаций, данных киевским митрополитом черноризцу Иакову относительно присутствия священнослужителей и христиан в целом в подобных празднествах, а также относительно совместного вкушении пищи с иноверцами. Очевидно, что бытовавшие на Руси застольные традиции, воспринимавшиеся даже духовенством в качестве своего рода естественной нормы, вступали в острое противоречие с каноническими нормами и византийскими практиками.
Идентификаторы и классификаторы
Среди множества рассмотренных в Канонических ответах митрополита Иоанна вопросов в особую группу могут быть выделены рекомендации, затрагивающие вопросы приёма пищи. Столь пристальное внимание церкви, а в данном случае — русского первоиерарха, к трапезе неудивительно.
Список литературы
- Вопросы Кирика, Саввы и Илии, с ответами Нифонта, епископа новгородского, и других иерархических лиц // Русская историческая библиотека. 2‑е изд. СПб., 1908. Т 6. Ч. 1: Памятники древне-русского канонического права. Стб. 21–62.
- Вопрошание Кириково, который предлагал вопросы новгородскому епископу Нифонту и другим [иереям] // Мильков В. В., Симонов Р. А. Кирик Новгородец: ученый и мыслитель / Памятники древнерусской мысли: исследования и тексты. Вып. VII. М.: Изд-во «Кругъ», 2011. C. 413–473.
- Житие Авраамия Смоленского // Библиотека литературы Древней Руси / под ред. Д. С. Лихачева и др. СПб.: Наука, 1997. Т. 5. С. 30–65.
- Житие Феодосия Печерского // Библиотека литературы Древней Руси / под ред. Д. С. Лихачева и др. СПб.: Наука, 1997. Т. 1: XI–XII вв. С. 352–433.
- Канонические ответы митрополита Иоанна II // Русская историческая библиотека. СПб., 1908. Т. 6. Ч. 1: Памятники древне-русского канонического права. Стб. 1–20.
- Память и похвала Иакова мниха князю Владимиру Святославичу // Памятники общественной мысли Древней Руси: [в 3 т.] / сост., авт. вступ. ст. и коммент. И. Н. Данилевский.
М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. Т. 1: Домонгольский период.
C. 282–288. - Письмо Митрополита Иоанна Ф. Продрому // Макарий (Веретенников), архим. Митро-
политы Древней Руси (X–XVI века). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. С. 127–128. - Послание Феодосия Печерского князю Изяславу Ярославичу «О вере христианской и латыньской» // Памятники общественной мысли Древней Руси: [в 3 т.] / сост., авт.
вступ. ст. и коммент. И. Н. Данилевский. М.: РОССПЭН, 2010. Т. 1: Домонгольский период.
C. 295–297. - Правда Русская [Краткий список. Археографический I список] // Правда Русская: в 3 т.
Т. 1: Тексты / Под ред. акад. Б. Д. Грекова. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1940. С. 79–81. - Правила православной церкви: с толкованиями Никодима, епископа далматинскистрийского. Репринт. изд. В 2 т. СПб, 1911. М.: Междунар. изд. центр православ. лит., 1994.
- Слово «О посте к невежам» // Памятники общественной мысли Древней Руси:
[в 3 т.] / сост., авт. вступ. ст. и коммент. И. Н. Данилевский. М.: РОССПЭН, 2010. Т. 1: Домон-
гольский период. С. 244–246. - «Слово некоего Христолюбца и ревнителя по правой вере» // Памятники обще-
ственной мысли Древней Руси: [в 3 т.] / сост., авт. вступ. ст. и коммент. И. Н. Данилевский.
М.: РОССПЭН, 2010. Т. 1: Домонгольский период. С. 238–242. - «Слово святого Григория» об идолах // Памятники общественной мысли Древней
Руси: [в 3 т.] / сост., авт. вступ. ст. и коммент. И. Н. Данилевский. М.: РОССПЭН, 2010. Т. 1:
Домонгольский период. С. 242–244. - Слово святого Григория Богословця. изъобретено в тълцех его. о том како пьрвое
погани суще языци служили идолом и иже и ныне мнози творять // Памятники древне-русской церковно-учительной литературы / под ред. А. И. Пономарева. СПб., 1897. Вып. 3. С. 232–234. - Устав князя Владимира о десятинах, судах и людях церковных [Оленинская редакция. Архангельский извод] // Древнерусские княжеские уставы XI–XV вв. / Изд. подгот. Я. Н. Щапов. М.: Наука, 1976. С. 13–16.
- Устав князя Ярослава о церковных судах [Пространная редакция. Археографический извод] // Древнерусские княжеские уставы XI–XV вв. / Изд. подгот. Я. Н. Щапов. М.: Наука,
- С. 93–100.
- Устав князя Ярослава о церковных судах [Пространная редакция. Основной извод] // Древнерусские княжеские уставы XI–XV вв. / Изд. подгот. Я. Н. Щапов. М.: Наука, 1976. С. 85–91.
- Виноградов А. Ю., Желтов М. С. «Первая ересь на Руси»: Русские споры 1160‑х годов об отмене поста в праздничные дни // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2018. № 3 (73). С. 118–139.
- Гайденко П. И. К вопросу о статусе мирянина или Несколько наблюдений о церковных
наказаниях мирян на Руси XI–XIII вв. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 3 (19). С. 180–191. - Гайденко П. И. Священная иерархия Древней Руси (XI–XIII вв.): Зарисовки власти и повседневности. М.: Университетская книга, 2014. 212 с.
- Гайденко П. И. Частная жизнь древнерусского духовенства и его паствы: проблема интимности // Кирик Новгородец и древнерусская культура: сборник. Ч. 3 / отв. ред. В. В. Мильков. Великий Новгород: НовГУ, 2014. С. 130–155.
- Гайденко П. И., Москалёва Л. А., Фомина Т. Ю. Церковь домонгольской Руси: иерархия, служение, нравы. М.: Университетская книга, 2013. 142 с.
- Галимов Т. Р. Киевские митрополиты между Русью и Ордой (вторая половина XIII в.). Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2019. 256 с.
- Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси: Т. 1–2 / Репр. изд. М.: Индрик, 2000. 376, 308, [14] с.
- Гиппиус А. А. К биографии Олисея Гречина // Церковь Спаса на Нередице: от Византии к Руси: к 800‑летию памятника. М.: Индрик, 2005. C. 99–114.
- Голубинский Е. Е. История Руской Церкви. Период первый, киевский или домонгольский. Первая половина тома. М.: Крутицкое патриаршее подворье: О-во любителей церковной истории, 1997. XXIV, 968 с.
- Желтов М. С., Василик В. В., Беляев Л. А., Этингоф О. Е. Агапа // Православная Энциклопедия. М., 2000. Т. 1: А — Алексий Студит. C. 214–219.
- Коваль В. Ю. Византийский сосуд из Великого Новгорода // Российская археология.
- № 4. С. 158–166.
- Колчин Б. А., Хорошев А. С., Янин В. Л. Усадьба новгородского художника XII в. М.:
Наука, 1981. 168 с. - Конявская Е. Л. К истории сложения проложной статьи на 1 августа // Древняя Русь.
Вопросы медиевистики. 2012. № 1 (47). С. 5–14. - Конявская Е. Л. Споры о постах второй половины XII в. // Вестник Литературного
института им. А. М. Горького. 2012. № 1. С. 69–73. - Костромин К. Проблема атрибуции «Слова Феодосия, игумена Печерского, о вере
крестьянской и о латыньской» // Христианское чтение. 2011. № 1. С. 6–97. - Лаушкин А. В. Третьи «поганые»: изменение летописного образа литвы в первой
трети XIII в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2015. № 3 (61). С. 74. - Лукин П. В. Cакральное пространство древнерусского пира: к вопросу о способах
репрезентации власти в домонгольской Руси // Восточная Европа в древности и средневековье. Восприятие, моделирование и описание пространства в античной и средневековой литературе: XVIII Чтения памяти член-корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто, Москва, 17–19 апреля 2006 г.: материалы конференции. М.: ИВИ РАН, 2006. Т. 18. С. 117–122. - Лушников А. А. «Свой»/»чужой» в древнерусской книжности: «правоверные», «поганые», «латиняне» // «Свой» / «Чужой» в кросс-культурных коммуникациях стран
Запада и России / отв. ред. Т. Л. Лабутина. СПб.: Алетейя, 2019. С. 147–16. - Любчанская Т. В. «Православная» Русь и «поганые» половцы // Вестник Челябинского государственного университета. 2003. № 2 (16). С. 168–170.
- Мильков В. В., Симонов Р. А. Кирик Новгородец: ученый и мыслитель / Памятники древнерусской мысли: исследования и тексты. Вып. VII. М.: Изд-во «Кругъ», 2011. 544 с.
- Мусин А. Е. Церковь и горожане средневекового Пскова: историко-археологическое исследование. СПб.: Факультет филологии и искусств С.-Петерб. гос. ун-та, 2010. 360, [3] с.
- Пападимитриу С. Д. Иоанн II, митрополит Киевский и Федор Продром. Одесса, 1902.
[2], 54 с. - Скабалланович М. Н. Толковый Типикон: Объяснительное изложение Типикона с историческим введением: Вып. 1–3 / [Репринт]. М.: Паломник, 1995. [936] с.
- Соколов П. Н. Агапы, или Вечери любви, в древнехристианском мире. Изд. 2‑е. М.: Даръ; СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2013. 254 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья является научной рефлексией на два последних номера журнала. Отмечается десятилетие журнала и упомянуты коллеги, связанные с проектом, ушедшие в последнее время. В статье обсуждается вопрос о пределах власти архиереев в Древней Руси, поднятый П. И. Гайденко в рамках обсуждения канонических ответов митр. Иоанна, проблема этнического самоопределения в позднем средневековье, обсуждавшийся в статье М. В. Дмитриева. Предложены соображения по поводу наблюдений Д. А. Кочетова в отношении летописных сообщений о знамениях и о характере запретов в канонических ответах митр. Иоанна.
В статье рассматриваются работы М. В. Печникова, А. А. Казакова и А. А. Манохина по истории ереси жидовствующих. Работы названных авторов объединяет общая особенность — гиперкритицизм в отношении основных источников: посланий архиепископа Геннадия (Гонзова), антиеретических посланий и «Книги на еретиков» прп. Иосифа Волоцкого. Основные выводы названных авторов сопоставляются с материалом источников и подвергаются критическому анализу. Отмечается, что попытка сформулировать оригинальные выводы на основе самостоятельного изучения рукописной традиции основных источников была предпринята лишь в монографии А. А. Манохина. Однако и он оказался в зависимости от построений своих коллег, которые подчинены тенденциозности и базируются на слабой источниковедческой подготовке авторов. Подводя итог рассмотренным работам, следует сказать, что наши надежды на то, что новые исследования поднимут изучение всего круга проблем, связанных с феноменом ереси жидовствующих на новый, более высокий уровень, не сбылись. Проверку материалом источников не выдержала ни статья М. В. Печникова, ни серия публикаций А. А. Казакова, ни монографическое исследование А. А. Манохина.
В статье систематизируются сведения о проповедях митр. Рязанского и Муромского Стефана (Яворского), посвященных российским святителям Петру, Алексию, Ионе и Филиппу. На примере двух проповедей (на день свт. Петра (1700‑е гг.) и день свт. Алексия (1707 г.)), опубликованных впервые в приложении к работе, рассматривается место этих сочинений в творческой биографии проповедника. Исследуется авторская работа над этими текстами, анализируется их идейное содержание, выявляются сквозные мотивы и риторические стратегии. Обращение к авторитету российских святителей позволяло митр. Стефану, с одной стороны, обличать грехи паствы, «бесовских плевел», из-за которых Россия переживает различные бедствия, а с другой — создать идеальный образ «доброго пастыря», заботящегося о вверенных ему овцах, и призвать слушателей к покаянию в грехах.
Из материалов кадастровых описаний пятин Новгородской земли конца XV–XVII вв. известно, что при погостских церквях, подчас совместно, проживало значительное число монашествующих, нищих, как мужчин, так и женщин. Причем те, кто составлял описания погостов, в ряде случаев называли эти сообщества монастырями. Речь здесь идет о так называемых, по терминологии Е. Е. Голубинского, «несобственных» монастырях. Собственно монастырями их назвать трудно, так как в этих сообществах, группировавшихся вокруг погостских церквей, судя по кратким сообщениям писцовых книг, часто могла отсутствовать аскетическая деятельность и признаки организации монашеской общины. Представители подобных сообществ во главе с игуменами активно занимались обработкой земельных наделов, торговой и иной деятельностью. Подобные «монастырьки» вырастали из желания части мирян — жителей погостов принять монашество и поставить себе келию рядом со своим погостским храмом, а также обычая мирских общин иметь у себя «чорного попа» приходским священнослужителем. Широко распространенные в XVI в. подобные сообщества в XVII в. сходят на нет.
Предпринимается попытка реконструкции приходской жизни церкви св. Николая в Риге в XV — начале XVI веков на основе переписки полоцких епископов с городскими властями Риги, а также при помощи сравнения с аналогичной купеческой церковью «Петрова двора» ганзейских купцов в Новгороде. Историю рижского православного прихода определяли два ключевых фактора: двойная юрисдикция храма (рижский городской совет/полоцкая архиепископия) и вопрос о распределении церковных доходов между священником, русскими купцами и рижскими ратманами. Приход св. Николая был «теплым местечком» с перспективой получения нефиксированной прибыли для настоятелей храма. Ввиду высокой мобильности храмового духовенства местная община была относительно самостоятельной и привыкла к са- моуправлению. Косвенные данные указывают на пренебрежение постом в общине церкви св. Николая. Особенностью литургии в церкви св. Николая было поминание сразу «трёх господ» — великого князя литовского, рижских ратманов и архиепископа полоцкого. Дальнейшая публикация архивных источников XV–XVI веков, связанных с взаимоотношениями Полоцка и Риги, предоставит материал для продолжения исследований приходской жизни церкви св. Николая.
Начальные главы 4 части «Истории Российской» относятся к 1 редакции татищевского труда. Положенный в их основу XV Академический список Никоновской летописи подвергся существенной обработке. Не менее 50 сообщений были Татищевым вычеркнуты или сокращены. В то же время, в текст было внесено около 40 заимствований из других источников — Львовской и Воскресенской летописей, Владимирского и Казанского летописцев, Хронографа, Степенных Книг (включая Латухинскую). Также татищевский нарратив содержит не менее 6 заимствований из Типографской летописи. В первых двух главах четвертой части «Истории Российской» содержится около 70 известий, не отраженных в каких- либо исторических источниках. Эти известия представляют собой «реконструкции», основанные на имевшихся у Татищева данных и предназначенные для репрезентации татищевского толкования исторических событий. При этом гипотетические соображения не только не отделяются Татищевым от летописных текстов, но и излагаются стилизованным под летопись языком.
Анализ итинерария, поездок в различные города, богомольных странствий, местонахождения Марии Ярославны, жены великого князя Московского Василия II Васильевича, дочери Серпуховско-Боровского князя Ярослава Владимировича, до настоящего времени не стал объектом специального научного изучения. Однако реконструкция путешествий и мест пребывания Марии Ярославны позволяет исследовать роль великой княгини в государственных и церковных делах, ее участие в политических событиях в правление Василия Темного и Ивана III. На основании летописных источников, актового материала, изделий золотошвейной мастерской великой княгини в статье воссоздается итинерарий Марии Ярославны в 1433–1485 гг.
Статья посвящена анализу влияния Хроники Георгия Амартола (как через полный славянский перевод, так и через хронографические компиляции) на представления о знамениях в начальном летописании. Летописец цитировал текст Хроники и брал его как пример для отбора и описания знамений в Русской земле. Благодаря этому источнику в Повести временных лет отразилась библейская традиция веры в «ложные» знамения, творимые бесом для обольщения людей, и в «истинные» знамения, посылаемые Богом для вразумления людей. Подчеркивая схожесть знамений в древних царствах и Русской земле, летописец пытался изобразить Русь как избранную Богом землю, а Киев как великое и священное место.
Статья посвящена истории покровительства великого князя Всеволода Большое Гнездо и его потомков над монастырем Рождества Пресвятой Богородицы города Владимира. Также автор обращает внимание на судьбу игуменов, окормлявших великокняжескую семью, которые впоследствии становились епископами Ростова, Суздаля и Владимира. Автор также обращает внимание на тот факт, что монастырь Рождества Пресвятой Богородицы усилиями его ктиторов не только превратился в место упокоения потомков великого князя Всеволода Большое Гнездо (например, святого благоверного князя Александра Ярославича Невского), но на рубеже XII–XIII вв. стал одним из центров книжности Древней Руси, центром общерусского летописания.
Издательство
- Издательство
- СПбДА
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191167, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, наб Обводного канала, д 17
- Юр. адрес
- 191167, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, наб Обводного канала, д 17
- ФИО
- Никитин Сергей Сергеевич (РЕКТОР)
- Сайт
- https://spbda.ru/