ОБ ОДНОЙ АНАЛОГИИ МЕЖДУ НАУЧНЫМ ИССЛЕДОВАНИЕМ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ И ПОЗНАНИЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА (2019)

В статье исследуется аналогия между научным исследованием сложных систем и рассмотрением произведений искусства, в частности, картин художников-импрессионистов. Первоисточником этой аналогии является рост сложности изучения различных объектов и мира в целом. Рассматривается логика научного познания сложных систем, особенно больших и слабоструктурированных: целостно-нерасчлененный объект, детальный анализ элементов системы, синтез модели системы на основе этого анализа. Указывается на то, что согласно диалектическим представлениям об абсолютной и относительной истине познание сложной системы имеет дальнейшие перспективы. Схожее наблюдаем в картинах импрессионистов: изначальная «нечеткость, размытость» образов побуждает глубже «всматриваться» в каждый элемент картины, выявлять его особенности, а затем воспринимать в своем сознании картину целостную, хотя и не до конца завершенную в плане дальнейшего познания. Указывается на инвариантность методологических установок и подходов к описанию действительности по отношению к науке и различным видам искусства.

The article explores one analogy between scientific study of complex systems and knowledge of works of art, in particular, paintings by impressionist artists. The primary source of this analogy is growing complexity of studying various objects and world as a whole. Logic of scientific cognition of complex systems, especially large and poorly structured ones, is considered: a holistically undifferentiated object, a detailed analysis of system elements, a synthesis of a system model based on this analysis. It is pointed out that according to dialectical notions of absolute and relative truth, knowledge of a complex system has further prospects. A similar thing is observed in the paintings of the Impressionists: the original “fuzziness, blurring” of images encourages deeper “look” into each element of the picture, to identify its features, and then perceive in your mind the picture as a whole, although not fully completed in terms of further knowledge. The invariance of methodological attitudes and approaches to the description of reality in relation to science and various types of art is pointed out.

Тип: Статья
Автор (ы): Ямушкин А. В.

Идентификаторы и классификаторы

УДК
165.22. Упорядочение. Приведение к единству. Членение
Текстовый фрагмент статьи