ISSN 2413-1407 · EISSN 2587-8549
Языки: ru · en

Статья: Оценка перспектив развития массовых открытых онлайн-курсов (МООС): SWOT-анализ (глобальное и региональное измерение) (2024)

Читать онлайн

Цифровые технологии способствуют быстрому развитию коммуникаций в различных сферах жизнедеятельности общества. Массовые открытые онлайн-курсы в данном контексте ‒ противоречивый феномен: он несет в себе не только положительные, но и негативные аспекты, особенно для развития региональных систем образования. Цель исследования ‒ проанализировать феномен МООС в его глобальном и региональном измерении, оценить его перспективы, выявить сильные и слабые стороны в его развитии.

Материалы и методы. Теоретическое исследование осуществляется в контексте системного подхода для максимальной проработки всех особенностей и закономерностей изучаемого феномена, являющегося системой. Основой исследования выступил метод SWOT-анализа, который способствовал выявлению положительных и отрицательных аспектов развития массовых открытых онлайн-курсов и определению возможностей и угроз систем онлайн-обучения для будущего развития сферы высшего образования (глобального и регионального уровней).

Результаты исследования. Выявлено, что открытые онлайн-курсы являются важным дополнением к традиционному университетскому образованию, выстроенному на основе общих форм, но работающих в рамках регионального измерения. Они позволяют повысить уровень знаний и компетенций в различных отраслях и вне территориальных границ, выстраивая специфичные онлайн-сообщества. Также определено, что онлайн-курсы многими участниками рассматриваются не как специфическое дополнение к традиционной форме образования, а как его реальная альтернатива. Авторами выявлены скрытые, непроявленные слабые черты системы МООС, которые вместо ожидаемых демократизации образования и просвещения могут привести к прямо обратному результату – деградации и новому витку мирового образовательного кризиса. Научная новизна обусловлена темой исследования, поскольку феномен МООС – молодой и еще крайне малоизученный в научно-исследовательской литературе.

Обсуждение и заключение. Обобщается специфика проявлений открытой системы знаниевой коммуникации (глобальное и региональное измерение). Практическая значимость исследования заключается в анализе и структурировании проблем развития онлайн-образования. Статья будет полезна всем интересующимся вопросами исследования теоретических и практических аспектов развития современной системы образования (как регионального, так и глобального уровней ее формирования).

Ключевые фразы: глобальные социальные системы, региональные изменения социальных си- стем, моос, открытые онлайн-сообщества, SWOT-анализ, перспективы развития образования, информационное развитие общества, аспекты региональных систем, открытая система комму- никации, цифровые коммуникационные технологии
Автор (ы): Ашилова Мадина Серикбековна, Бегалинов Алибек Серикбекович, Пушкарев Юрий Викторович, Пушкарева Ирина Юрьевна, Бегалинова Калимаш Капсамаровна, Пушкарева Елена Александровна
Журнал: РЕГИОНОЛОГИЯ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
316.421. Происхождение глобальных обществ и социальных структур
Для цитирования:
АШИЛОВА М. С., БЕГАЛИНОВ А. С., ПУШКАРЕВ Ю. В., ПУШКАРЕВА И. Ю., БЕГАЛИНОВА К. К., ПУШКАРЕВА Е. А. ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ (МООС): SWOT-АНАЛИЗ (ГЛОБАЛЬНОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ) // РЕГИОНОЛОГИЯ. 2024. № 1 (126), ТОМ 32