Обзор и перспективы реформы уголовно-правового комплаенса на китайских предприятиях (2023)
В Китае проведена реформа уголовного законодательства, направленная на
совершенствование корпоративного управления и решение проблем, связанных с ростом
внутренней корпоративной преступности и повышенным риском внешних санкций. Анализ
показал, что работа по указанному реформированию уголовного законодательства привела к созданию диверсифицированной модели стимулирования соблюдения уголовного законодательства, механизма увязки исполнения и наказания с совместным надзором, а также различных стандартов надзора и инспекций. Однако реформа также выявила проблемы в регулируемой сфере. Например, модель стимулирования соблюдения уголовного законодательства не имеет должной научной основы и является недостаточно обязательной, механизм увязки исполнения и наказания недостаточно отлажен и прозрачен, а стандарты надзора и инспекции слишком неоднозначны.
Проводя реформу корпоративного уголовно-правового комплаенса, мы должны следовать
логике предотвращения корпоративных нарушений, в полной мере реализуя концепцию
совместного управления и сосредоточиваясь на реформировании корпоративной бизнес-модели и внутренней структуры. В будущем следует локализовать механизм стимулирования соблюдения уголовного законодательства в сфере корпоративного комплаенса, усилить взаимное признание результатов рассмотрения дел в рамках комплаенса и установить двойной стандарт для разработки планов комплаенса и приемочных проверок.
Идентификаторы и классификаторы
In recent years, foreign compliance concepts and related systems have received extensive attention in China’s theoretical and practical circles due to their unique corporate governance functions. The introduction of the concept of criminal compliance has made the criminal liability of enterprises associated with the issue of compliant operation, and the compliance mechanism driven by criminal incentives has become an important means for enterprises to prevent the occurrence of illegal behavior and reduce legal risks.
Список литературы
- Report on the Work of the Supreme People’s Procuratorate (First Session of the 14th National People’s Congress, Zhang Jun March 7, 2023) // The official website of the Supreme People’s Procuratorate. - URL: https://www.spp.gov.cn/spp/gzbg/202303/t20230317_608767.shtml, June 27, 2023 (accessed: June 27, 2023).
- Chen Ruihua. Compliance Incentive Models in Criminal Proceedings // China Law Journal. - 2020. - Vol. 6. - No 6. - Р. 225-244.
- Liu Yanhong. The Criminal Law Doctrinal Roots of Corporate Compliance Non-Prosecution Reform // Chinese Journal of Criminal Law. 2022. - Vol. 1. - No. 1. -Р. 107-123.
- Compliance Building and Crime Governance Summit Held in Beijing // Rule of Law. - URL: http://epaper.legaldaily.com.cn/fzrb/content/20210623/Articel09002GN.htm (accessed: June 27, 2023).
- Li Yuhua and Li Huachen. The Starting Conditions of the Compliance Non-prosecution Examination Procedure - Taking the Supreme Prosecutor’s Typical Case of Corporate Compliance as a Sample // Journal of the University of Science and Technology of Beijing (Social Science Edition). - 2022. - No. 5. - Р. 563-570.
- Zhang Zhong and Li Yino. Exploration of Criminal Compliance Programs for Enterprises in China // Jiangxi Social Science. - 2023. - No. 1. - Р. 74-82.
- Li Lanying. Entry and Acceptance Criteria for Criminal Compliance Review of Enterprises Involved in Cases // Politics and Law Series. - 2023. - No. 2. - Р. 100-112.
- Chen Ruihua. Research on Corporate Compliance Non-Prosecution System // Chinese Journal of Criminal Law. - 2021. - Vol. 1. - No. 1. - Р. 78-96.
- Fu Chuanjun. Three Fundamental Issues of Criminal Compliance of Enterprises in China // Journal of Fujian Police College. - 2023. - No. 2. - Р. 74-83.
-
Kailin Chen. Exploring the Operation Logic of Criminal Compliance and Localization Progress // Liaoning Public Security and Judicial Management Cadre College Journal. - 2023. - No. 2. -Р. 15-21.
-
Chen Ruihua. Effective Governance of Unit Crimes - Theoretical Analysis of Major Unit Crime Cases Handled in Separate Cases // Journal of East China University of Political Science and Law. - 2022. - No. 6. - Р. 6-22.
-
Jiang Bixin and Wang Hongxia. On the Modern Social Governance Pattern - The Implications, Foundations and Keys of Co-Construction and Sharing // Journal of Laws. - 2019. - Vol. 2. -Р. 52-60+140.
-
Chen Ruihua. Eight Controversial Issues in Corporate Compliance Non-Prosecution Reform // China Law Review. - 2021. - No. 4. - Р. 1-29.
-
Deng Feng. The Origin of Corporate Compliance and the Institutional Limitations in China // Comparative Law Studies. - 2020. - Vol. 1. - No. 1. - Р. 34-45.
-
SEC Notifies 20 Typical Illegal Cases in 2021. Financial Falsification Becomes ‘Hardest Hit' // People's Daily Online. - URL: http://finance.people.com.cn/n1/2022/0402/c1004-32390776.html (accessed: June 26, 2023).
-
Chen Ruihua. The Role of Compliance Advisors in Effective Compliance Rectification // Journal of Zhejiang Gongshang University. - 2022. - Vol. 6. - No. 6. - Р. 35-50.
-
Li Yong. The Dualized Model of Unit and Responsible Person in Compliance of Case-Related Enterprises // China Prosecutor. - 2022. - No. 12. -Р. 31-35.
-
Feng Weiguo and Fang Tao. The Realistic Dilemma of the Localization of Corporate Criminal Compliance and the Path to Resolving It // Henan Social Science. - 2022. - No. 6. - Р. 52-62.
-
Xie Zhidong. Criminal Liability Basis, Morphological Structure and Legislative Amendments of Unit Crimes in the Context of Corporate Compliance // Guizhou University Journal (Social Science Edition). - 2023. - No. 3. - Р. 34-43.
-
Cui Yongdong. Corporate Compliance from the Perspective of Legal Incentives // Rule of Law Research. - 2023. - Vol. 1. - No. 1. - Р. 123-132.
-
Jiang Anjie. How to Deepen the Path of Corporate Compliance Reform Experts and Scholars Suggest as Such // Rule of Law Daily. - August 10, 2022.
-
Li Yong. The Direction and Path of Legalization of Corporate Compliance in China // Journal of Guizhou University (Social Science Edition). - 2023. - No. 3. - Р. 60-71.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Социальный запрос общества на молодых специалистов с умениями быстро создавать продукт на иностранном языке и сразу участвовать в деятельности на иностранном
языке может быть отчасти удовлетворен в ближайшем будущем благодаря применению в
образовательной парадигме вузов методов иммерсивного обучения с использованием технологий дополненной (Augmented Reality, AR) и виртуальной (Virtual Reality, VR) реальностей. Есть все основания говорить о том, что иммерсивные методы могут стать основными в многочисленных мировых образовательных тенденциях, поскольку обладают неоспоримыми преимуществами. В статье автор подробно анализирует функции технологий дополненной и виртуальной реальностей при обучении иностранному языку, обращается к существующему опыту использования таких технологий в России и Китае.
В статье исследуются вопросы репродуктивных технологий как на национальном, так и на международном уровне; позитивные и негативные аспекты деятельности в данной сфере. Описываются различные ограничения в рассматриваемой сфере (например, выбор пола), факторы, влияющие на качество, уровень здоровья и продолжительность жизни человека. Отмечается возможность реконфигурации традиционных родственных позиций в ходе биотехнологически опосредованного деторождения. Предлагаются возможные, с точки
зрения автора, решения, в том числе законодательные, способные трансформировать рассматриваемую ситуацию в позитивную сторону.
В век стремительного развития интернет-технологий и инноваций в бизнес-модели быстро развиваются новые сетевые сервисы, такие как небольшая программная платформа и облачный сервер в Китае. Однако в судебной практике существует множество проблем, нарушающих обязательство Notice-and-Takedown в новой сетевой службе. Правильное понимание и гибкое применение правила Notice-and-Takedown является необходимым
для новых торговых услуг онлайн-платформы в соответствии с Законом о деликтной от-
ветственности. Чтобы сбалансировать интересы провайдеров интернет-услуг и право-
обладателей, правовое позиционирование правила Notice-and-Takedown должно быть четко определено в законе, чтобы правильно применять его в качестве оговорки об освобождении. В то же время при нарушении прав в Интернете необходимые меры, которые должны принимать интернет-провайдеры, должны быть правильно определены в соответствии с конкретными обстоятельствами. В частности, правило Notice-and-Takedown может быть применено к новой сетевой услуге путем уточнения атрибута отказа от ответственности, принятия «уведомления о передаче» и требования к новому поставщику сетевых услуг раскрывать информацию конкретных разработчиков, когда это необходимо.
В мире, который становится все более цифровым, с одной стороны, стремительное развитие технологий глубокого синтеза искусственного интеллекта облегчило жизнь, а с другой стороны, неправильное его использование может привести к огромным рискам и существенному вреду. Это может нанести ущерб личным и имущественным правам, таким как портретные права и репутация отдельных лиц и компаний. Это также может представлять огромную угрозу общественному порядку, национальной политической
стабильности и безопасности. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о
закреплении услуг глубокого синтеза на законодательном уровне.
Проблема утилизации постоянно увеличивающегося объема электронных отходов сегодня актуальна для большинства государств мира. Чрезвычайно высокий потенциал данного вида отходов в части нанесения экологического ущерба заставляет правительства искать новые способы и технологии для сбора, переработки и утилизации электронного мусора. И в России, и в Китае законодательство, регулирующее обращение с электронными отходами, бурно развивается в последние годы. При этом основные проблемы в данной сфере в нашей стране связаны с недостатком необходимых производственных мощностей для переработки устаревшей техники, а также отсутствием эффективной системы сбора электронных отходов. В свою очередь, в Китае переработка электронных устройств для вторичного использования их компонентов является отдельной индустрией, регулирование которой сопряжено с определенными трудностями.
Малые островные государства могут подвергнуться серьезной угрозе при изменении климата из-за повышения уровня моря при таянии ледников. В настоящее время международное сообщество достигло определенного консенсуса в оценке потерь и ущерба в результате изменения климата, но концепция и характер таких потерь и ущерба четко не определены. Ученые придерживаются разных взглядов на определение ответственности за ущерб, причиненный в результате изменения климата. Анализ составляющих ущерба, причиненного в результате изменения климата, показывает, что его не следует путать с «трансграничным ущербом», а ответственность субъектов за результаты ущерба не должны быть карательной ответственностью. Скорее, следует установить «особую ответственность», отличную от традиционной ответственности и ответственности государства. На практике трудности определения ответственности за ущерб, причиненный изменением климата, связаны с тем, что ряд договоров об изменении климата, в частности Рамочная
конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата, не содержат четкую
правовую основу для установления компенсации, определения предмета ответственности,
механизм деятельности климатического фонда. Международному сообществу следует
уточнить правовую основу потерь и ущерба, вызванных изменением климата, используя при этом другие нормы международного права, обычного международного права и Конвенции по климату, дополняющих друг друга. Кроме того, в этой сфере следует уточнить определение ответственных сторон, усилить обязательные механизмы реализации ответственности, расширить источники финансирования, в том числе для малых островных государств. Основные вкладчики и сумма взносов должны быть уточнены, а международ-ное сотрудничество в области компенсации убытков и ущерба, причиненных изменением климата в малых островных государствах, должно осуществляться более согласованно.
В статье рассматриваются некоторые актуальные вопросы эволюционного развития правовых норм об иностранных инвестициях в отрасли экономики, которые являются стратегически значимыми для государства. Отмечается, что в течение 15 лет с момента своего формирования законодательство в данной области интенсивно совершенствуется и в процессе своего развития, несмотря на отдельные точечные корректировки по смягчению административного регулирования, в целом характеризуется усилением контроля иностранного участия в стратегических секторах российской экономики. При этом
увеличены количество областей экономической деятельности, иностранные инвестиции в
которые подлежат государственному контролю, круг лиц, на которых распространяются меры ограничительного характера по инвестированию в стратегические отрасли экономики, а также виды сделок иностранных инвесторов, подлежащих обязательной предварительной нотификации органами государственной власти. Данные тенденции предопределены национальными приоритетами государства на определенном этапе, необходимостью обеспечения экономического суверенитета и недопущения угроз для обороны страны и (или) безопасности государства в условиях международной политической и экономической нестабильности.
Современные глобальные экономические, экологические и социальные проблемы
требуют поиска их новых решений. Сельское хозяйство — один из важнейших секторов экономик России и Китая. В настоящее время можно видеть процессы трансформации организации и осуществления сельскохозяйственной деятельности. В настоящей статье проведен анализ правового обеспечения процессов технологической, цифровой и зеленой сельскохозяйственной трансформации и перехода к модели эколого-ориентированного сельского хозяйства, позволяющей одновременно как решать экологические проблемы, так и обеспечивать собственную продовольственную безопасность и осуществлять экспорт сельскохозяйственной продукции. Обозначены общие тенденции развития сельского хозяйства на современном этапе. Сформулированы предложения по совершенствованию правового регулирования и стратегического планирования осуществления сельскохозяйственной деятельности.
Закон о борьбе с организованной преступностью устанавливает систему доказательств в части имущества, связанного с бандитизмом. Однако из-за недостатков системы доказывания и распределения бремени доказывания формируется неблагоприятная для обвиняемых тенденция в части конфискации. Дефункционализация бремени доказывания
проявляется как дефункционализация содержания и функции бремени доказывания. Правила уголовной презумпции, инверсия бремени доказывания, перенос бремени доказывания и другие схемы распределения бремени доказывания не могут решить эту проблему. В соответствии со ст. 45 (3) Закона Китая о борьбе с организованной преступностью государственное обвинение должно нести бремя доказывания в отношении имущества, связанного с бандитизмом, умеренно снижать требования к доказательствам. При этом ответчик участвует в выявлении имущества, связанного с бандитизмом, в целях определения легитимности такого имущества.
Исследование правового регулирования отношений, складывающихся в виртуальном пространстве, вызывает все больший интерес в юридической науке. В статье анализируется проблема уголовно-правовой защиты виртуальных объектов. Виртуальное имущество — это объекты имущества, не имеющие материальной формы, которые существуют в цифровом пространстве. К ним относятся электронные деньги, программы, базы данных и многое другое. Они не могут быть осязаемыми или визуально воспринимаемыми, но они могут быть использованы и передаваемые через Интернет. Виртуальное имущество имеет свои особенности, которые отличают его от традиционного имущества. В настоящее время нет однозначного ответа относительно правового статуса таких объектов. Отсутствие уголовно-правовой защиты виртуальных объектов и необходимость ее введения — реалии настоящего времени. Решением проблемы представляются закрепление статуса виртуальных объектов посредством механизмов введения новой уголовно-правовой нормы в части ответственности за деяние в виртуальном пространстве.
С построением и развитием общества на основе закона государство уделяет все больше внимания защите прав человека. В этой связи преступления, связанные с похищением людей и торговлей людьми, предусмотренные в уголовном законодательстве Китая,
постепенно привлекают широкое внимание со стороны общества. В то время как государство борется с такими преступлениями, академические круги проводят активные дебаты о том, необходимо ли изменить предусмотренное законом наказание за покупку похищенных женщин и детей. В связи с этим дискуссия о том, что «люди уступают вещам», также постоянно возникает при разработке норм, в частности уголовного законодательства, направленных на пресечение преступлений, связанных с покупкой похищенных женщин и детей. В данной статье рассматриваются имеющиеся в судебной практике проблемы, связанные с такими преступлениями, анализируются данные о случаях покупки похищенных людей, выдвигаются некоторые предложения по совершенствованию предусмотренного законом наказания и расширению охраняемых объектов этого преступления.
Сталкинг — социальное явление, которое напрямую связано с нарушением основных конституционных прав граждан Российской Федерации, но для которого, к сожалению, в
законодательстве Российской Федерации отсутствует механизм правового регулирования
противодействия на государственном уровне. В статье рассматривается проблема квалификации данного деяния в связи с отсутствием правового регулирования преследования в Российской Федерации. В рамках решения данной проблемы проанализирована практика введения уголовной ответственности за сталкинг в современном мире и, соответственно, обосновывается необходимость криминализации сталкинга в России.
Преступления, связанные с незаконной предпринимательской деятельностью, предусмотренные Уголовным законом 1997 г., являются одними из наиболее типичных
мелких преступлений. С развитием экономики и общества, а также углублением системы
социального управления проблемы, вытекающие из преступлений, связанных с незаконными предпринимательскими операциями, постоянно обновляются, что делает эти преступления все более сложными с точки зрения судебного разбирательства. В статье кратко излагается история правового регулирования раскрытия и квалификации преступлений, связанных с незаконной предпринимательской деятельностью.
Обсуждается возможность смягчения наказаний за эти преступления после обнародования и применения Поправок к уголовному законодательству (XI), на основе рассмотрения 330 дел. Анализируется феномен расширения рассмотрения дел, связанных с такими преступлениями в судебной практике, изучаются пути разумного подхода к их разрешению. Спорные вопросы, связанные с такими преступлениями, всегда были в центре внимания судебной практики.
Статья 1232 Гражданского кодекса КНР формально устанавливает систему штрафных санкций за экологические правонарушения с целью содействия созданию экологической цивилизации и сдерживания экологических нарушений. В 2022 г. Верховный народный суд Китая издал Толкование о применении штрафных санкций в судебных разбирательствах
по спорам об экологических правонарушениях, которое в определенной степени решило такие проблемы, как предмет требований о штрафных санкциях и сумма ущерба, но по-прежнему не ясно распределение штрафных санкций и существует несправедливое распределение бремени доказывания в судебной практике. Судебные издержки в связи с возмещением штрафных убытков слишком высоки, а альтернативные меры по выплате штрафных убытков отсутствуют. В целях совершенствования судебного применения системы возмещения штрафных убытков за экологические правонарушения следует рассмотреть возможность создания вертикальной системы управления компенсациями, разумно распределить бремя доказывания, создать единую систему для сокращения, отсрочки и освобождения от расходов по судебным искам о возмещении ущерба в связи с экологическими правонарушениями и гибко внедрять альтернативные меры оплаты, такие как компенсация за трудовые услуги.
Закон о защите личной информации Китайской Народной Республики был официально введен в действие 1 ноября 2021 г. Появление этого Закона связано с воплощением идеи развития, ориентированного на людей, и представляет собой китайский опыт решения проблем защиты личной информации, с которыми сталкивается международное сообщество. Эта статья посвящена развитию китайского Закона о персональных данных,
объясняет законодательную цель принятия данного Закона, а также выделяет семь основных его моментов и дает две важные характеристики. Кроме того, в статье делается акцент на ведение судебных разбирательств в общественных интересах китайской прокуратуры по защите личной информации, указываются недостатки этой системы с целью ее максимального совершенствования и развития.
Поправка к Уголовному законодательству (XI) предусматривает отдельное уголовное наказание за бросание предметов с высотных зданий и направлена на обеспечение
безопасности людей. Для дальнейшего точного определения состава преступления, связанного с бросанием предметов с высотных зданий, и более эффективного использования функций уголовного права по наказанию за совершение таких преступлений и их предотвращение, необходимо исследовать и обобщить опыт судебных разбирательств, усилить толкование норм о защите законных интересов и исследование элементов преступлений, связанных с киданием предметов с высоты, расследовать их связь с другими правонарушениями. Это поможет сформировать правила судебного признания, которые можно использовать для практических целей.
В статье показано, что в условиях предпринимаемых российским обществом попыток преодоления кризисного состояния основная роль отводится государству. Государство, взяв на вооружение метод проведения преобразований «сверху», поставило задачи возрождения национальных ценностей, укрепления единства всего социума на пространстве государства, активизации экономического роста на основе широкого внедрения инноваций, повышения роли национальной культуры и национального духа.
Автор обоснованно показывает, что формой целеполагания деятельности государства по
реализации задач государственного строительства является ориентация на достижение
национальных интересов как интегральной по значимости и спектру реализуемых ценностей установки, отражающей глубинные стратегические интересы большинства общества. При этом сама миссия государства выступает показателем степени реализации национальных интересов.
Автор показал, что определяющую роль для должной квалификации интересов государства
как базового понятия настоящего исследования играет понятие «публичный интерес» как
противостоящее иным группам интересов, которые можно обобщить в понятии «частные
интересы».
В статье автор исходит из посыла, что динамика современного мира отражается на конституционном регулировании. При этом одной из современных тенденций развития конституционного законодательства является институционализация общества. Автор показывает, что система универсальных ценностей, их баланс являются конституционной основой как для управляемого будущего, так и для устойчивого развития общества и государства. Вызовы и угрозы ставят глобальные задачи, которые государства зачастую не могут надлежащим образом решить, для этого требуются консолидация сил и возможностей не только самих государств, но и сил внутри государства — индивидуальных и коллективных субъектов гражданского общества, реализация конституционно закрепленных целей и задач.
Издательство
- Издательство
- МГЮА им. О.Е.Кутафина
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9, стр. 2
- Юр. адрес
- 123242, город Москва, Садовая-Кудринская ул, д. 9 стр. 1
- ФИО
- Блажеев Виктор Владимирович (Ректор)
- E-mail адрес
- msal@msal.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 2448888
- Сайт
- https://msal.ru