МОЛЧАЛИВЫЙ ДВОЙНИК ЧЕЛОВЕКА, ИЛИ КУКЛА В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ (2020)
Статья посвящена разностороннему феномену в истории культуры — кукле, которая воплощает в своем образе архетип двойничества. Данный архетип представлен в древних антропогонических мифах практически у всех народов мира. Упомянутые мифы повествуют о том, как боги сначала делали кукол, а потом разными способами вдыхали в них жизнь, превращая в людей. Эта древняя мифологическая интуиция об оживании мертвого подобия и о подвижности грани между мертвым и живым была позже продолжена в фольклоре, а также многократно напоминала о себе в разных сферах культуры, искусства и литературы. В большинстве магических практик куклам выпадала роль молчаливых, но действенных двойников человека; им приписывали как благодетельное, так и вредоносное влияние. В современной культуре кукла утратила многие из своих сокровенных смыслов, но авторская кукла их в известной степени сохраняет. Творец куклы действует как мифический демиург, из различных материалов создающий новое существо. Авторский замысел не всегда удается воплотить в жизнь — сказывается магия куклы, воздействующая на своего творца. Принадлежа к «коренным понятиям» в системе культуры, кукла открывает простор для выражения самых разнообразных живых проблем современной жизни.
Идентификаторы и классификаторы
Куклы обычно ассоциируются с миром беззаботного детства и игровой стихией, когда возможны любые волшебные метаморфозы, граничащие с чудом. Кукла и есть для ребенка зримое и осязаемое воплощение ожидаемого чуда, именно она дарит ему ощущение беспредельных возможностей, помогающих творить свой собственный мир за пределами обыденности.
Список литературы
- Альбедиль М.Ф. Кукольная этнография // Теория моды: одежда, тело, культура. 2013. № 28. С. 349–353.
- Альбедиль М.Ф. Миф и реальность. СПб.: Вектор, 2014.
- Альбедиль М.Ф. Тайна куклы // Теория моды: одежда, тело, культура. 2010. № 16. С. 161–182.
- Балеевских Ю.И., Жукова И.А. Анализ роста популярности авторской куклы в России и за рубежом // Вестн. молодых ученых С.-Петерб. гос. ун-та технологии и дизайна. 2016. № 4. С. 224–229.
- Богораз-Тан В.Г. Чукчи. Т. 1. Л.: Ин-т народов Севера, 1934.
- Гиппиус В.В. Люди и куклы в сатире Салтыкова // От Пушкина до Блока. М.; Л.: Наука, 1966. С. 295–330.
- Голдовский Б.П. Куклы: энцикл. М.: Время, 2004.
- Голубева Ю.О. Кукла в координатах индивидуально-психологического и социокультурного бытия: автореф. дис. … канд. филос. наук / Рос. ун-т дружбы народов. М., 2000.
- Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. СПб.: Речь, 2007.
- Греков А.У. Искусство западноевропейской игрушки. Сергиев Посад: Рус. фейерверк, 2006.
- Жабрева А.Э. Бумажные родственницы пандор // Теория моды: одежда, тело, культура. 2010. № 16. С. 210–219.
- Жабрева А.Э. Миниатюрные посланцы Германии в Санкт-Петербурге (сувенирные куклы в национальных костюмах из личной коллекции) // Ежегодник Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев. 2015. № 1. С. 284–292.
- Жабрева А.Э. Этнографические куклы второй половины XX в.: приобретение, реставрация, атрибуция // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2015. № 2. URL: http://ce.if-mstuca.ru/index.php/2015-4/ethno-dolls (дата обращения 10. 07. 2019).
- Живая кукла: [сб. ст. по материалам конф., Ин-т высш. гуманит. исслед. РГГУ, ноябрь 2002 г.] / сост. С.Ю. Неклюдов, Д.Н. Мамедова; ред. Е.Е. Жигарина. М.: РГГУ, 2009.
- Змеева Е.О. Искусство куклы в России и Германии конца XIX – начала XX в.: художественные и культурно-исторические смыслы: автореф. дис. … канд. искусствоведения / Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. Ярославль, 2006.
- Золотарева Н.В. Антропоморфизация в традиционной культуре обских угров // Вестн. Томского ун-та. 2011. № 1(5). С. 11–17.
- Иорданский Н.Н. Биогенетический закон // Большая российская энциклопедия: [в 35 т.]. Т. 3. М.: Большая рос. энцикл., 2005. С. 486.
- Кагаров Е.Г. Состав и происхождение свадебной обрядности // Сборник Музея антропологи и этнографии Академии наук СССР. Л.: Наука, 1929. С. 152–195.
- Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии: Годовой цикл. М.: Наука, 1989.
- Карпова Т.Е. Феномен куклы в русской культуре: (историко-культурологические аспекты): автореф. дис. … канд. культурологии / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб., 1999.
- Кормина Ж.В. Проводы в армию в пореформенной России: опыт этнографического анализа. М.: НЛО, 2005.
- Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. СПб.: Паритет, 2005.
- Кукла Барби как разносчик анорексии, или Как переедают от стремления похудеть // Человек. 2006. № 6. С. 131.
- Куклы мира / вед. ред. Е. Ананьева; отв. ред. Т. Евсеева. М.: Аванта+, 2003. (Самые красивые и знаменитые).
- Курочкина Н. Ольга. Принцесса и кукла // Антикварная кукла. 2017. Вып. 2(20). С. 24–29.
- Лахина О.П. Обзор рынка авторской художественной куклы в России: Перспективы, тенденции, актуальные вопросы теории и практики // Вторые Бартрамовские чтения, Междунар. науч.-практ. конф. / Рос. акад. образования, Худож.-пед. музей игрушки; ред.-сост. А.У. Греков, Т.Н. Атюшева. Сергиев Посад, 2008. С. 50–55.
- Лейдекер М.А. Современная авторская кукла: вопросы терминологии // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Вестн. МГХПА. 2015. № 1. С. 272–281.
- Лопаткина Е.В. Авторская кукла конца XX – начала XXI века в России: история, типология, изобразительная специфика: автореф. дис. … канд. искусствоведения / Рос. ин-т истории искусств. СПб., 2013.
- Лопаткина Е.В. К вопросу о типах и видах кукол: генезис и особенности // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер.: История. 2008. № 2. С. 215–220.
- Лотман Ю.М. Кукла в системе культуры // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПБ, 2005. С. 645–649.
- Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Дети, куклы и мы: руководство по куклотерапии. 2-е изд., испр. и доп. Рязань: Зёрна, 2014.
- Мифы, предания, сказки хантов и манси: пер. с хант., манс., нем. яз. / сост., предисл. и примеч. Н.В. Лукиной; под общ. ред. Е.С. Новик. М.: Наука, 1990.
- Морозов И.А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре: кросскультурное исследование идеологии антропоморфизма. М.: Индрик, 2011.
- Петрова М.А. Формирование эстетической культуры младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности с куклами: автореф. дис. … канд. пед. наук / Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева. Чебоксары, 2001.
- Платон. Законы // Платон. Собрание сочинений: в 4 т. / авт. вступ. ст.: А.Ф. Лосев. Т. 4. М.: Мысль, 1994.
- Погорельский А. Двойник, или Мои вечера в Малороссии. М.: Книга, 1987.
- Попова В.А., Бугров Р.В. Авторские куклы как феномен современного декоративно-прикладного искусства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: вопр. теории и практики. 2015. № 10-1(60). С. 145–149.
- Романова А.В. Искусство куклы в контексте отечественной культуры второй половины XX века: автореф. дис. … канд. искусствоведения / С.-Петерб. гуманит. ун-т профсоюзов. СПб., 2010.
- Романова Л.Н. Формирование этнохудожественной культуры студентов художественных вузов в процессе изготовления авторской куклы в национальном костюме: автореф. дис. … канд. пед. наук / Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова. М., 2008.
- Салтыков-Щедрин М.Е. Игрушечного дела людишки // Салтыков-Щедрин М.Е. Избр. соч.: в 2 т. Т. 2. М.: Худож. лит., 1984. С. 74–100.
- Самозванцев А.М. Мифология Востока. М.: Алетейя, 2000.
- Соколова З.П. Изображения умерших у хантов и манси // Шаманизм и ранние религиозные представления. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1995. С. 143–173.
- Федорова Н.Н. Традиционная игрушка Обского Севера: куклы, олени. Синкретический характер игры и игрушки // Космос Севера: сб. науч. трудов / ред., сост. О. Лагунова. Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2002. Вып. 3. С. 59–65.
- Хайям О. Рубаи. Ташкент: ЦК КП Узбекистана, 1981.
- Чернявский Ю.В. Божьи куклы: от фото Post mortem к реборну // Человек. 2015. № 5. С. 43–60.
- Эстес К.П. Бегущая с волками: Женский архетип в мифах и сказаниях. Киев; М.: София, 2003.
- Юрина Н. Куклы. М.: Слово/Slovo, 2002. (Что есть что).
- Barbi: Doll Collector’s Handbook / A.G. Mandeville, M. Davidson, P. Wardlow, G.R. Ruddell. Grantsville: Hobby House Press, Inc., 1997.
- Croizat Y.C. “Living Dolls”: François Ier Dresses his Women // Renaissance Quarterly. 2007. Vol. 60, N 1. P. 94–130. URL: https://www.jstor.org/stable/10.1353/ ren.2007.0027 (дата обращения: 10.07.2019).
- Die Puppenstadt Mon Plaisir / text W. Leber, fotos K. Beyer. Leipzig: Edition Leipzig, 1965.
- Fritzsel K.E. An Illustrated History of Toys. Leipzig: Hastings House, 1968.
- Hercík E. Československé lidové hračky: kapitoly o hračkach od pravěku do naší doby. Praze: Výtvarné nakladatelství ORBIS, 1951.
- Manson M. La poupée, objet de recherches pluridisciplinaires: Bilan, méthodes et perspectives // Histoire de l’Éducation. 1983. N 18. P. 1–27. URL: https://www.jstor. org/stable/41158739 (дата обращения 10.07.2019).
- My Twinn: Dolls, Matching Outfits and Accessories: [Catalog]. Breckenridge, [1998].
- Pearson M., Mullins P.R. Domesticating Barbie: An Archaeology of Barbie Material Culture and Domestic Ideology // International Journal of Historical Archaeology. 1999. Vol. 3, N 4. P. 225–259. URL: https://www.jstor.org/stable/20852937 (дата обращения 10.07.2019).
- Poupée Françaises 1850–1940 / Musée de la Poupée; photographies G. Odin, texts S. Odin. P.: Musée de la Poupée, 1999.
- Sonobe K., Kazuya S. Japanese Toys. Playing with History. Tokyo; Vermont: Bijutsu Shuppan Sha; Charles E., 1965.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рассматривается феномен «Магических ренессансов» — повторяющихся мощных всплесков интереса к магическим практикам и попыткам их философского обоснования в осевую и постосевую эпохи. В период таких «ренессансов» магия и магическое мировосприятие оказываются в центральной зоне культуры и участвуют, а порой даже играют ведущую роль в формировании новой картины мира, рождении новых культурных смыслов и ценностей. Ядром и главной движущей силой «магического ренессанса» является философская магия, благодаря которой магия и получает шанс оказаться в эпицентре переходных процессов культуры. Очевидная связь «магических ренессансов» с транзитивными процессами объясняется тем, что «культурный взрыв» (Ю.М. Лотман) неизбежно приводит к ослаблению или разрушению нормативов доминирующей культуры и это облегчает движение культурной периферии в «центр», способствует проникновению и усвоению «иных» культурных парадигм, в том числе и магической.
«Магические ренессансы» характерны преимущественно для Запада – цивилизации, в которой логоцентризм занимал лидирующее положение, составляя мощный противовес коррелятивному и магическому типам мышления во всех их проявлениях, хотя никогда не мог одержать над ними полную победу. В истории западной культуры выделяются
три «магических ренессанса»: в эпоху поздней античности (в этом этапе «философская магия» играла относительно скромную роль), в эпоху Возрождения и в современную эпоху, когда он принял глобальный характер и выступает как проявление более общего процесса, часто называемого вторичным «околдовыванием» западной культуры. При этом ряд отличительных признаков третьего «ренессанса» указывают не столько на преемственность третьего «ренессанса» по отношению к предыдущим, сколько на его разрыв с предшествующей традицией. Дается развернутый анализ особенностей каждого из трех «магических ренессансов» и роли в них философской магии», а в последнем — и естественнонаучных представлений.
Уникальность буддизма среди религиозно-философских систем древней и средневековой Индии состояла в том, что только в нем анализу эмоциональной и волитивной сферы личности уделялось специальное внимание. Целью этого анализа было выявление структуры эмоциональной сферы человеческой психики и ее связи с волей для преодоления неблагих состояний сознания (kleśa, «аффект»), порождающих страдание, и достижения высшей религиозной цели буддизма — просветления и нирваны. Буддийское учение об аффектах включает, помимо классификации воли и эмоций, и анализа их взаимосвязи в религиозном контексте, также учение о комплексе психофизических феноменов, которые служат базисом для эмоций и актов воли. В буддийской философии выделяется семь базовых аффектов — страсть (rāga), отвращение (pratigha), самомнение (māna), сомнение (vicikitsā), неведение (avidyā), ложные взгляды (dṛṣṭi), стремление к существованию (bhāva). Они и являются причинами возникновения эмоций, свойственных непросветленному сознанию, и порождаемых эмоциями волитивных импульсов. Из этого видно, что понятие kleśa шире, чем понятие «аффект» в том смысле, как оно понимается в современной психологии. В хинаянских школах буддизма аффекты (kleśa) считались единственным препятствием на пути к нирване. В махаяне же наряду с ними признавалось существование эпистемологических препятствий, которые, сами не будучи аффективно окрашенными, способствуют поддержанию аффектов в непросветленном сознании. Основным таким препятствием считалось восприятие всех понятий и теорий как имеющих референт в реальности. Преодолению этого заблуждения посвятил свои труды Нагарджуна (I – II вв.), основатель махаянской школы мадхьямака (шуньявада), отрицавший реальность даже такого фундаментального различия, как различие между нирваной и сансарой. Асанга (IV век), один из ведущих представителей школы йогачара (виджнянавада), рассматривал связь базовых аффектов с эмоциональной и волитивной сферами психики через призму понятия cetanā — явления психики, порождающего в непросветленном сознании стремление завладеть чем-то или избежать чего-то, которое и является непосредственной причиной страдания, характеризующего всякое сансарическое бытие.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена возникновением предпосылок в современном дискурсе для элиминирования «Я-субъекта» из жизненной картины мира. Ставится под сомнение наличие «Я-субъекта» как носителя свободы воли. Ответом на этот вызов может являться обоснование существования «Я-субъекта». На примере философии Бердяева показывается возможность «онтологизации сознания», под которой понимается обретение сознанием своего подлинного «Я», становление экзистенции «Я-субъекта», сохраняющего свободу воли. Рассматриваются различные пути «онтологизации сознания»: посредством «трансцедентальной редукции», культуры, творчества и духовной жизни. Делается предположение о невозможности «онтологизации сознания» посредством «трансцедентальной редукции» и культуры. Допускается возможность частичной онтологизации посредством творчества. «Онтологизация сознания» достигается в духовной жизни. Катализатором которой служит экзистенциальный опыт одиночества и отчаяния. Делается вывод о том, что сознание в рамках философии Бердяева является потенциальностью. Истинный путь его актуализации тождественен его «онтологизации».
Беседа из цикла «Анатомия философии: Реплики» посвящена одной из центральных проблем практической философии — императивности в контексте морали. Императивность ассоциируется с нормами, правилами или, говоря обобщенно, требованиями — с их способностью воздействовать на решения, поступки, суждения людей. Требования в целом детерминированы целями и ценностями разного рода, а моральные требования представляют собой ценности в их предъявленности к практическому исполнению. Императивность — качество моральных ценностей, позволяющее им включаться в общественную практику, воздействовать на поведение людей; этим они отличаются, например, от художественных ценностей, которые по существу императивно нейтральны. Императивный характер моральных ценностей нередко воспринимается самим моральным сознанием как проявление их репрессивности, что можно считать результатом особого внутреннего опыта переживания требовательности, исходящей, от моральных ценностей, а на самом деле — от претендующих
на авторитет в морали лиц. Этот опыт получил отражение в различных теориях морали. Вместе с тем принудительность моральных императивов носит идеальный характер. Мораль предполагает личное самоопределение индивида в отношении предъявляемых к исполнению ценностей. В сознательном принятии ценностей и свободном их исполнении — залог морального достоинства принимаемых индивидом решений и совершаемых действий. И это — тоже часть внутреннего морального опыта. Напряжение между принудительностью и автономией морали проявляется как в характере моральной императивности, так и в ее осознании человеком. В беседе эти особенности моральной императивности выявляются на материале небольшой публичной дискуссии и подвергаются критической философской рефлексии.
Рубеж XX–XXI веков связан с беспрецедентной ситуацией в науках о живом. Достижения теоретической и экспериментальной биологии, прогресс биомедицины создали реальную возможность воздействовать не только на организм отдельного человека, но и на наследственность всей человеческой популяции. Все более остро встает вопрос о пределах вмешательства в человеческую природу. В этой ситуации сложившееся понятие биосоциальности, сформулированное по принципу двойной — биологической и социальной — детерминации жизнедеятельности живых организмов, включая человека, становится неэффективным. Требуется раскрыть данное понятие по-новому — как уникальное, специфицирующее исключительно человека и характеризующее присущее только ему сочетание биологических и социальных факторов. Главным препятствием для выработки подобного понятия вы- ступает естественнонаучный редукционизм в форме механистического детерминизма. В результате не учитывается главное свойство всех живых организмов — способность активно противодействовать влиянию окружающей среды, одновременно вступая с ней в отношения сотрудничества. У животных подобная активность реализуется посредством органов тела и врожденных реакций, у человека — посредством искусственных орудий труда и опыта культуры, охватывающей и подчиняющей себе природу. Поэтому биосоциальность человека обладает
тройным составом: его организм с эволюционно сформировавшимися биоморфологическими параметрами, сфера орудий и внешняя природа. До самого последнего времени данная триединая целостность не осознавалась адекватно. Однако возникающие сегодня техногенные угрозы побуждают к выработке нового миропонимания и освоению нового мироотношения. На смену потребительскому отношению к природе должно прийти осознанное и продуктивное манипулирование тремя компонентами биосоциальности человека на фоне целенаправленного поддержания его морфологической неизменности.
Рассматривается проблема субъекта — одна из главных, но еще не разрешенных проблем философии. Предпринимается попытка совместить представление о невыразимом, трансцендентальном Я с эмпирическим субъектом (телесность, психическая жизнь, характер и т.д.). Философии до сих пор так и не удавалось убедительно разрешить этот вопрос: чтобы сохранить трансцендентальное Я, всегда приходилось жертвовать его нерасторжимой связью с Я эмпирическим, а если пожертвовать Я, философский субъект оказывается совокупностью психофизических механизмов и теряет собственно философскую составляющую. Обе стратегии — стратегии крайностей. Попытка преодолеть их путем пересмотра методологических принципов самой философии была предпринята в XX веке в рамках нарративных онтологий, полагавших язык и нарратив средством конструирования, познания и само- познания субъекта. К этой традиции примыкает швейцарский писатель Макс Фриш. Именно в его трилогии, как представляется, можно найти ключ к разрешению важнейшей загадки философии. В этой связи автор предлагает философскую интерпретацию трилогии Фриша «Homo faber», «Назову себя Гантенбайн» и «Штиллер». Но и к самой трилогии, как того требует философия, нельзя подойти просто с неким оригинальным прочтением. Поэтому автор интерпретации предлагает взглянуть на проблему философии сквозь призму понятия «Маска», понимаемого как форма существования философского субъекта. Маска скрывает под собой невыразимое Я, однако ее форма позволят без противоречия говорить об эмпирическом субъекте: внутреннее Я формирует внешний рельеф Маски, а внешняя сторона Маски в ее соприкосновении с внешним миром воздействует на Я. Иными словами, Маска сохранят трансцендентальное Я, которым так дорожит философия, но и оставляет место для «живого», «живущего» субъекта со всеми сложностями развития его внутренней, духовной жизни.
В статье оцениваются перспективы гуманизма в контексте активного развития технологий изменения природы человека. Гуманизм утверждает высшую ценность человека, приписывает ему исключительную способность к рациональным суждениям и ответственным действиям, свободный характер выбора (свобода воли). При этом из гуманизма вытекает трансгуманизм: последовательная приверженность гуманистическим принципам приводит к выводу о свободе каждого изменять свое тело в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Подобные инициативы способны рано или поздно вылиться в разрушение «жизненного мира», обернуться созданием потенциально опасных существ, с которыми невозможен диалог и искренняя эмоциональная связь. Показано, что этической основой как гуманизма, так и трансгуманизма является «имманентный» индивидуализм — стремление к посюстороннему процветанию человека, преследующего определяемые им самим цели. Соответственно, преодоление (или движение в сторону-от) гуманизма/ трансгуманизма возможно как по «восходящему» (от имманентного как такового к трансцендентному), так и по «нисходящему» (от антропоцентризма к постгуманистическому «деконструктивизму») пути. Однако в контексте дискуссий об изменении природы человека актуальной также становится третий, персоналистский путь. Персонализм в этом контексте можно понимать как установку на преодоление абсурдности «имманентного порядка» не столько посредством обращения к трансцендентному, сколько стремлением к целостности интерсубъективного пространства культуры.
Издательство
- Издательство
- РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119071, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Якиманка, пр-кт Ленинский, д. 14
- Юр. адрес
- 119071, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Якиманка, пр-кт Ленинский, д. 14
- ФИО
- Красников Геннадий Яковлевич (Президент )
- Сайт
- https://www.ras.ru/