Введение. Создание условий для получения качественного образования каждым гражданином является приоритетной государственной задачей. Одним из путей ее решения является инклюзивная трансформация образования. В педагогической науке существует проблема недостаточного теоретико-методологического обоснования становления и развития инклюзивного образования, что приводит к многообразию инклюзивных образовательных практик и порою низкой их эффективности. Теоретический анализ. Анализ научных трудов позволил уточнить содержание основных категорий исследования, раскрыть сущность научно-образовательного комплекса. Новизна настоящего исследования заключается в комплексном обосновании теоретико-методологических оснований предмета изучения на различных уровнях методологического знания, которые представлены философскими направлениями – экзистенциализмом и конструктивизмом, экосистемным, феноменологическим, антропологическим, системо-мыследеятельностным и синергетическим подходами. Показано, что инклюзивному образованию по масштабам преобразований соответствует коллективный субъект деятельности.
Заключение. Обоснованы теоретико-концептуальные основания развития инклюзивного образования, выявлены его сущностные характеристики становления; доказано, что для обеспечения данных процессов необходим коллективный субъект деятельности, и первостепенной становится задача формирования инклюзивного мышления и инклюзивной культуры профессионального педагогического сообщества.