Проблема и цель. Изучить и проанализировать параметры мойки деталей грузовика с использованием искусственного загрязнения из песчано-глинистой суспензии, выявить эффективность удаления загрязнения на различных режимах мойки.
Методология. Главным фактором, определяющим долговечность деталей сельскохозяйственной техники является их очистка от загрязнения в процессе использования. Методика исследования основана на осаждении грязевых отложений с заданным составом песчано-глинистой суспензии на наружных поверхностях деталей, количества погружений, температуры воды, частоты вращения вала редуктора лабораторной установки.
Результат. Эффективность мойки деталей определяется параметрами процесса очищения с учетом температуры используемой воды и частоты вращения вала редуктора двигателя, приводящего в движение воду при промывке деталей, и состава загрязнения.
Заключение. Проведённые исследования удаления осажденной на детали песчано-глинистой суспензии показали, что процесс описывается нелинейной зависимостью, причём, с увеличением температуры и частоты вращения вала редуктора эффективность смыва грязевых отложений с детали возрастает.
Проблема и цель. Обогрев ветрового стекла - достаточно длительный процесс, в течение которого двигатель автомобиля работает, расходуя топливо и загрязняя атмосферу отработавшими газами. С целью снижения расхода топлива и загрязнения атмосферы испытано устройство для ускорения обогрева ветрового стекла.
Методология. Эксперименты по определению продолжительности времени обогрева ветрового стекла в зависимости от температуры наружного воздуха проводились по трем вариантам: вариант I - обогрев лобового стекла осуществлялся штатной системой отопления и вентиляции автомобиля УАЗ-236021 «Профи»; вариант II - разработанным устройством; вариант III - комбинация вариантов I и II. Фиксировалось время с момента запуска двигателя и устройства до полного удаления запотевания и наледи с лобового стекла. Вентиляторы подключались в максимальный режим.
Результат. В варианте II экспериментов время обогрева ветрового стекла сокращается в 1,5 раза, в варианте III - в 2 раза в сравнении с вариантом I. Это объясняется тем, что источники тепла предлагаемого устройства нагреваются намного быстрее, чем охлаждающая жидкость двигателя, поступающая в радиатор отопителя. Получены уравнения, описывающие зависимость времени обогрева ветрового стекла от температуры наружного воздуха, решая которые, можно определить время обогрева лобового стекла при конкретной температуре наружного воздуха.
Заключение. Проведённые исследования подтверждают эффективность разработанного устройства. Его применение существенно сокращает время обогрева лобового стекла, что способствует снижению расхода топлива, объема отработанных газов, выбрасываемых автомобилем в атмосферу в режиме обогрева стекла, и повышению безопасности дорожного движения.