Введение. Актуальность избранной темы обусловлена тем, что до настоящего времени значительная часть исследований участия народов СССР в Великой Отечественной войне в рядах Красной армии ограниченно касалось точных цифр в отношении крымских татар. Только с возвращением Крыма в состав Российской Федерации в 2014 году появились новые возможности в освещении темы. Статья посвящена определению вклада народов России в Победу Великой Отечественной войны на примере крымских татар, служивших в годы войны в рядах Рабоче-крестьянской Красной армии. Целью исследования является установление численного состава крымских татар в рядах Красной армии как накануне войны, так и на всем ее протяжении.
Материалы и методы. Примененная методология исследования базируется на принципах историзма, объективности и системности. В работе использовались историко-биографический и историко-системные методы.
Результаты исследования. Главным источником информации послужили опубликованные данные Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, которые были систематизированы и сгруппированы и в которых выделена информация и итоговые цифры об офицерах и рядовом составе, награждениях, участниках партизанского и подпольного движения, погибших и пропавших без вести, фактах дезертирства. Научная новизна работы состоит в том, что впервые названо число крымских татар, находившихся в рядах Красной армии до объявления всеобщей мобилизации, в сравнительном отношении с другими народами и общей численностью Вооруженных сил СССР.
Обсуждение и заключение. Названо общее количество крымских татар – участников боевых действий, общее количество погибших и пропавших без вести, награжденных. Впервые проведена сравнительная характеристика воинской службы в годы Великой Отечественной войны народов СССР, подвергшихся депортации, – балкарцев, ингушей, калмыков, карачаевцев, крымских татар, чеченцев – в сферах довоенной мобилизации, воинского призыва начала войны, государственной политики награждений, послевоенной судьбы военнослужащих в местах спецпоселений. Практическая значимость исследования определяется тем, что материал может быть использован для определения количественных показателей представителей других советских народов.