В новых политических и экономических реалиях ключевыми задачами для России являются сохранение тенденций устойчивого развития всех регионов, обеспечение бесперебойного функционирования экономических механизмов, повышение технологического суверенитета страны. Решение этих задач требует обеспечения ресурсами, в том числе, инвестиционными. Сокращение инвестиционных возможностей на европейских рынках приводит к необходимости компенсации и поиска новых инвестиционных источников на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. Это обуславливает расширение и обновление инструментов привлечения инвестиций. В статье авторами проведен анализ опыта регионов Дальнего Востока России по использованию территорий опережающего развития для привлечения иностранных инвестиций. Выделены конкурентные преимущества пяти площадок в дальневосточных регионах, определенных правительством под создание международных территорий опережающего развития. Также дана характеристика институциональных основ, названы особенности модели международных территорий опережающего развития, обоснована необходимость, определены условия реализации законодательной инициативы Правительства Российской Федерации по созданию нового формата преференциального режима. Авторы полагают, что его институализация будет способствовать наращиванию объемов инвестиций в отрасли с высокой добавленной стоимостью, расширению производства высокотехнологичной продукции, что позволит усилить технологическое лидерство страны. Авторами сделан вывод о закономерности и объективности тенденций по расширению инструментов привлечения инвестиций в экономику регионов и страны в целом.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью оценки потенциала трансформаций в деятельности органов публичной власти по привлечению инвестиций в регионы и муниципальные образования. В статье рассмотрены процессы динамического изменения механизма регионального инвестиционного стандарта, обусловленные инвестиционными потребностями регионов страны и реализуемые в виде элементов донастройки действующего механизма. Авторами определены результаты внедрения регионального инвестиционного стандарта второго поколения и выявлены заделы развития его инструментария, обоснованы процессы трансформации и зрелости, отвечающие современным макроэкономическим вызовам и приоритетным целям экономического роста. Дана краткая характеристика механизмов зрелости регионального инвестиционного стандарта третьего поколения. Определено соотношение новых элементов регионального и муниципального инвестиционных стандартов. В этой связи обозначено проблемное поле сопряжения данных механизмов в процессе их реализации. На этапе унификации элементов муниципального инвестиционного стандарта и сопряжения действий регионов и муниципалитетов по повышению инвестиционной активности практический интерес представляет обобщение регионального опыта с целью выявления успешных практик для их дальнейшего тиражирования. Условиями применимости механизмов зрелости регионального инвестиционного стандарта с целью повышения инвестиционной активности территорий названы: унификация подходов к реализации элементов муниципального инвестиционного стандарта; сопряжение элементов регионального и муниципального инвестиционных стандартов с целью создания условий реализации проактивной инвестиционной стратегии муниципалитетов; обобщение и тиражирование успешных практик территорий по интеграции муниципального стандарта в систему инвестиционной политики регионов. Результирующими признаками внедрения регионального инвестиционного стандарта должны стать: динамика и структура инвестиций (рост объема инвестиций); увеличение (с учетом возможного укрупнения) числа инвесторов, рост степени доверия и удовлетворённости бизнеса действиями власти.
Актуальность темы определяется необходимостью оценки заделов и перспектив, а также выявления отличительных характеристик мобилизационного научно-технологического развития России для дальнейшего исследования и анализа результативности усилий и мер государства по достижению целей Стратегии научно-технологического развития. В условиях санкционного давления и принудительного разрыва производственных цепочек и инновационных циклов проблемы развития науки и технологий внутри страны приобретают особую остроту и требуют взвешенных и прогрессивных мер по их решению. Научно-практический интерес для исследователей и широкой общественности представляют выводы авторов, выраженные в оценке заделов и обосновании перспектив научно-технологического развития страны, которые могут использоваться в дальнейших исследованиях, а также в практической деятельности органов власти, осуществляемой в данной сфере. Методологию статьи составляют теория мобилизационной экономики, сравнительный и эмпирический, структурный анализы. Общим результатом применения данных подходов является развитие теории мобилизационной экономики в части условий санкционного давления как новой причины обращения к мобилизационному типу развития, а также формирование особых условий мобилизационного развития научно-технологической сферы на основании совокупности заделов и перспектив научно-технологического развития. Цель статьи - исследование заделов научно-технологического развития как переходящего комплекса результативных доминант для обеспечения непрерывности научно-технологического развития и определение условий их применимости в совокупности с приоритетами научно-технологического развития на новом этапе мобилизационного развития научно-технологической сферы в условиях санкционного давления. На основании сформированных особых условий мобилизационного развития научно-технологической сферы авторами сделан вывод о закономерности и обоснованности придания мобилизационного характера научно- технологическому развитию страны в среднесрочной перспективе, требующего изменения содержания государственного воздействия и объёмов ресурсов, концентрируемых в сфере науки и технологий.
В статье рассматриваются вопросы внедрения нового механизма регионального инвестиционного стандарта по формированию инвестиционных предложений для бизнеса. Отражены заделы и перспективы инвестиционных предложений для продвижения приоритетных направлений инвестиционного развития территории, поиска инвесторов и привлечения инвестиций. Сделан акцент на значимости инвестиционных предложений как инструмента проактивной инвестиционной политики регионов. Выделены особенности феномена инвестиционного предложения в научном и правовом аспектах, отражены основные методологические параметры. Рассмотрено соотношение между инвестиционным проектом и инвестиционным предложением, разграничено их содержательное наполнение. Обращено внимание на порядок визуализации инвестиционного предложения для потенциальных инвесторов, сделан вывод о недостаточности информации в сокращенном формате для отклика заинтересованных лиц. Предложены дополнительные элементы инвестиционного предложения о выгодах для инвестора. Показаны особенности продвижения инвестиционных предложений как обязательного этапа механизма их формирования. Представлен набор условий траектории продвижения инвестиционных предложений с учетом зарекомендовавших себя бизнес-инструментов и в контексте поляризованного развития. Рассмотрены региональные практики формирования и продвижения инвестиционных предложений на основе выборочного метода ряда регионов из числа участвующих в пилотном проекте. Выделены особенности визуализации инвестиционных предложений на инвестиционных порталах каждого из рассмотренных субъектов Российской Федерации. Определена необходимость унификации порядка визуализации и продвижения практик пилотных регионов для их дальнейшего тиражирования. Основные выводы и результаты исследования подтверждают значимость проактивности в выстраивании вертикали унифицированной инвестиционной среды и могут быть использованы для актуализации содержания и продвижения инвестиционных предложений.