В данной статье рассматривается спектакль «Сянлиньсао» как объект исследования, с целью выявления инноваций в выражении трагичности в процессе модернизации Юэ оперы. Анализируется исторический контекст и причины создания спектакля, основанного на произведении Лу Синя «Чжуфу» (祝福, ритуальное новогоднее жертвоприношение), а также особенности его адаптации. Исследование сосредоточено на трёх аспектах трагической эстетики: трагическая тема, сценическое воплощение и символические образы. Первая часть основывается на литературной мысли Лу Синя и раскрывает механизм «Ешьте людей!» («吃人») в феодальной этике, выражающийся в экономическом гнёте, духовном подавлении и социальной холодности. Анализируется, как эти трагические элементы преобразуются средствами сцены в визуально-звуковое воздействие. Вторая часть акцентирует внимание на художественных новациях в различных версиях спектакля с участием Юань Сюэфэнь - в частности, в вокальном выражении боли, сценических приёмах сумасшествия и в изменении цветовой гаммы костюмов для усиления трагической атмосферы. Прослеживается эволюция спектакля (1946-2021), демонстрируя растущую выразительность трагического в Юэ опере. Третья часть рассматривает уникальность трагического стиля Юэ оперы, где символические сценические образы, такие как «ветра и снега» («风雪») и «пожертвования на порог» («捐门槛»), играют двойную роль: эмоциональной разрядки и культурной критики. Методология исследования включает анализ литературы и музыкальной драматургии оперы. Автор приходит к выводу, что Юэ опера «Сянлиньсао» посредством сценической адаптации зримо передаёт глубокую критику феодальной морали, заложенную в оригинальном произведении Лу Синя. Спектакль отличается выраженной социальной направленностью и актуальностью. Художественные смелости, проявленные Юань Сюэфэнь и другими мастерами, в пении и сценическом движении, наполнили Юэ оперу новой лирикой и трагическим напряжением, расширив её выразительные возможности. Повторяющиеся символы, такие как «ветра и снега» и «пожертвования на порог», эффективно визуализируют социальное угнетение, превращая абстрактное насилие традиций в ощутимый сценический образ. Это свидетельствует о художественной жизнеспособности и гуманистической сущности Юэ оперы в процессе её модернизации и даёт важный материал для понимания трагической эстетики в современном китайском театре.
В данной статье анализируются реформы, которые выдающаяся исполнительница Юань Сюэфэнь осуществила в китайской опере Юэ, и её размышления о путях развития жанра. С того момента, как в 1936 году Юань Сюэфэнь дебютировала в качестве ведущей актрисы, она обрела глубокое мастерство в исполнении традиционной оперы Юэ. Она записала первую в истории этой оперы грампластинку с женщиной в главной роли - «Фан Юйнян кута» (《方玉娘哭塔》), которая получила широкий отклик у публики. Начиная с 1942 года она обратилась к поискам путей модернизации традиционной Юэ оперы, создав серию классических образов, среди которых Сяньлиньсао (祥林嫂) в одноимённой постановке и Цзиди (季娣) в спектакле «Шаньхэ лянь» (《山河恋》). С точки зрения XXI века, в своей карьере Юань Сюэфэнь не придерживалась слепо устоявшихся канонов. Она провела новаторские реформы в сфере музыкальных мелодий, драматургии и сценического воплощения. В статье используется сочетание методов анализа литературы и исторического нарратива. Работа разделена на три части: в первой части представлена деятельность Юань Сюэфэнь в истории традиционной Юэ оперы; во второй части подробно анализируются проведённые ею после 1942 года реформы по модернизации традиционной Юэ оперы; в третьей части рассматривается глубокое влияние её сценического творчества на современное искусство Юэ оперы. Новизна данного исследования заключается в систематической интеграции творческого пути Юань Сюэфэнь, через который получилось выявить конкретные механизмы синтеза традиционных элементов Юэ оперы с инновационными на тот момент подходами в музыкальном сопровождении, драматургии, сценографии и актёрском мастерстве. Также в статье представлена интегративная теоретическая модель, объединяющая традиционные эстетические основы Юэ оперы с инновационными реформаторскими подходами Юань Сюэфэнь. Модель демонстрирует, как слияние культурного наследия и новаторских решений в музыке, драматургии и сценическом воплощении обеспечивает устойчивое развитие жанра и служит методологической базой для дальнейших исследований.
В статье рассматриваются инновационные практики развития Юэ опера на примере «театра окружающего пространства» в спектакле «Новая таверна Дракон» (2023 год), созданного под руководством артистки Мао Вэйтао. Данный спектакль, основанный на одноимённом фильме 1992 года, интегрирует элементы традиционной китайской оперы и вызвал значительный интерес зрителей, преодолев трудности современного театрального рынка. Постановка стабильно демонстрирует высокие показатели кассовых сборов и положительные отзывы, становясь заметным культурным феноменом. Несмотря на то, что традиционные виды китайской оперы, такие как Юэ опера, зачастую воспринимаются молодёжью как увлечение старшего поколения, данная постановка успешно привлекает молодую аудиторию, соответствуя её эстетическим предпочтениям. Однако успех «Новая таверна Дракон» пока является единичным случаем, требующим более глубокого изучения путей модернизации традиционной оперы. В исследовании рассматривается эстетическая логика данного феномена, включающая взаимодействие процессов разрушения традиционных форм и создания новых подходов. Методология исследования базируется на сочетании кейс-стади и эмпирического анализа спектакля, включая реконструкцию сценического пространства, визуальное оформление, модернизацию драматургического текста, молодёжную стилистику исполнения и использование цифровых стратегий продвижения. Статья анализирует, каким образом инновационные подходы способствуют распространению и межкультурному влиянию традиционной оперы в современном контексте. Сделан вывод о том, что иммерсивный опыт восприятия позволяет преодолеть традиционные ограничения оперного искусства и способствует его модернизации. На основе успешного опыта «театра окружающего пространства» рассматриваются возможные устойчивые пути дальнейшего развития китайской традиционной оперы, с акцентом на баланс между сохранением традиций и новаторством. Подчёркивается, что интеграция цифровых технологий, изменение форм представления и активное вовлечение зрителя открывают новые горизонты для расширения аудитории и укрепления культурного диалога. Кроме того, исследование демонстрирует, как культурная адаптация способствует росту интереса к опере среди молодого поколения, стимулируя её международную популяризацию и устойчивое развитие.