В центре внимания статьи — пророческая живопись в пятидесятничестве как особый род духовного призвания от Бога в служение искусством и как творческая практика, в которой верующие через живопись вступают в отношения с Богом. Задача статьи — понять, какое место занимает пророческая живопись в визуальной культуре пятидесятничества. Автором рассмотрены эсхатологическая, пророческая, искупительная перспектива искусства в пятидесятническом учении и практике. На основе интервью с участниками мастер-классов пророческой живописи и собранных материалов в блогах пророческих художников автор выявил представления пятидесятнических художников о пророческой живописи, формы пророческой живописи в пространстве поклонения и значения, придаваемые художниками руководству Святого Духа в творческой деятельности. Использованные автором исследовательские модели для рассмотрения пророческой живописи как спонтанного перформанса поклонения и как формы визуального пророчества позволяют понять, за счет чего практика пророческой живописи обеспечивает ощущения реальности, подлинности действия Святого Духа в жизни верующих.
Статья посвящена актуальной теме религиозной практики прославления и поклонения в современных неопятидесятнических церквях. Актуальность обусловлена тем, что развитие и трансформация религиозных практик в современной реальности в настоящее время в фокусе внимания исследователей, а неопятидесятничество как динамичное, быстро развивающееся направление христианства особенно отличается разнообразием практик, постоянным возникновением новых концепций. Практика поклонения и хвалы (прославления) меняется очень быстро, порождая новые формы.
В статье рассмотрена история практики поклонения и хвалы в пятидесятничестве начиная с 1880-х годов и до наших дней. Особенное внимание уделено творчеству одного из наиболее популярных современных неопятидесятнических музыкантов Израэля Хоутона. Исследована российская неопятидесятническая музыка, которая зародилась в 1990-е годы и в которой выражается российская идентичность отечественных неопятидесятников. Автор говорит о российской неопятидесятнической музыке как о способе пересмотреть неопятидесятнический этос в контексте российских национальных культур.
Показываются как различия в развитии американской и российской музыки прославления, так и общее в этих практиках. Отдельно поклонение рассматривается как социальная практика. Анализируются тексты некоторых песен. Делается вывод о том, что практика поклонения включает личные переживания мистического опыта общения с Богом, Божественного присутствия и является выражением единства приверженцев харизматического движения.