Предмет: предпосылки и динамика изменений экономической политики Европейского союза, как ответ на кризисные явления в сфере экономической безопасности. Для защиты экономической безопасности может потребоваться реорганизация торговли и прямых иностранных инвестиций как среди государств-членов Европейского союза, так и с привлечением инвестиций из иных стран и региональных союзов, с учетом меняющегося геополитического ландшафта. Цель: анализ политики Европейского союза в области экономической безопасности. Дизайн исследования: проведен анализ стратегий обеспечения экономической безопасности ЕС: поддержание стратегических резервов; увеличение внутреннего производства; расширение производственных мощностей в третьих странах. Показано, что геоэкономическая фрагментация также является существенным фактором экономического риска для стран ЕС в современном мире. Укрепление и развитие производственного потенциала для экологически чистых отраслей промышленности и создание квалифицированных, хорошо оплачиваемых и перспективных рабочих мест анализируется с точки зрения обеспечения перспектив развития «зеленой» экономики. Результаты: показано, что для повышения устойчивости экономики ЕС потребуются усилия по диверсификации поставок полезных ископаемых, однако, поскольку важнейшее сырье характеризуется высокой географической концентрацией, диверсификация часто затруднительна. Благодаря своим действиям, направленным на обеспечение стратегической автономии в полупроводниковом секторе, существующей системе управления данными и соблюдению требований к кибербезопасности оборудования ЕС стремится обеспечить экономическую безопасность путем снижения рисков и уменьшения внешней зависимости, уделяя особое внимание физическому местоположению объектов добычи, производства и использования критических для экономики ЕС элементов.
Автором раскрыт уровень развитости цифрового потенциала стран БРИКС в условиях цифровой трансформации мировой экономики. Целью статьи является проведение сопоставительного анализа рейтинга Индекса сетевой готовности (Networked Readiness Index 2024), обладающего наибольшей определенностью комплексных показателей для сравнения уровней развитости цифрового потенциала стран БРИКС и стран G7. В статье раскрыто содержание трактовки понятий «цифровой потенциал» и «цифровая трансформация». Определено значение Индекса сетевой готовности для государственного и частного секторов, характеризующего уровень развития наиболее важных контрольных показателей цифрового потенциала стран мирового сообщества. Проведена совокупная средневзвешенная оценка «Индекса сравнения» стран - участниц БРИКС и G7 в единых экономических системах объединений и выявлено соотношение уровней развитости цифрового потенциала БРИКС и G7. Автор использовал метод анализа научных трудов и метод анализа статистических данных, методы системного и сравнительного анализа и математические методы. Доказано, что цифровой потенциал стран БРИКС ниже, чем у развитых стран Большой семерки. Оценка параметров развитости цифровой инфраструктуры и ее доступности; параметров защиты серверных систем, прав интеллектуальной собственности; параметров развитости инновационной, регуляторной, правовой, деловой среды в условиях цифровой трансформации мировой экономики; параметров безопасности функционирования цифровой среды; параметров экономического социального воздействия цифровых технологий; параметров восприятия цифровых технологий обществом показала существенное превосходство развитости цифрового потенциала единой экономической системы объединения G7 над развитостью цифрового потенциала единой экономической системы БРИКС. Цифровая трансформация мировой экономики способствует изменению условий функционирования хозяйственной системы интеграционного объединения БРИКС и открывает новые возможности развивающимся странам для развития своего цифрового потенциала при условии реализации комплекса мер государственной поддержки и гармонизации форматов экономического взаимодействия с другими развивающимися странами.