Статья посвящена разработке модели развития регионального туристского потенциала через кластеризацию в рамках программно-проектного подхода (на примере Владимирской области). Методологическую основу работы составляют анализ основных показателей деятельности туристских фирм и коллективных средств размещения с 2015 по 2022 г., а также актуальных научных публикаций. В статье дана оценка общего состояния и динамики развития туристского рынка во Владимирской области. Оценка осуществлена на основании данных по численности туристов (граждан Российской Федерации и иностранных граждан), размещенных в коллективных средствах размещения (в том числе и по целям поездок), численности российских туристов, отправленных туристскими фирмами в туры и численности иностранных туристов, принятых туристскими фирмами. Установлено, что региональные меры поддержки туристской отрасли наращиваются ежегодно, что положительно сказывается на расширении туристской инфраструктуры и турпотока в целом. Определены недооцененные на сегодняшний день муниципальные образования Владимирской области, форматы, а также сформирован пул проблем, сдерживающих развитие туристского потенциала Владимирской области. Раскрыты современный подходы к решению пула проблем. Разработана модель развития регионального туристского потенциала через кластеризацию в рамках программно-проектного подхода (на примере Владимирской области). Данная модель позволяет учитывать пространственные аспекты развития туризма на уровне конкретных муниципалитетов Владимирской области, в то же время все проекты, объединенные в общий портфель проектов, обеспечат сбалансированное развитие всех муниципалитетов без сосредоточения на территориях «лидерах» по посещаемости туристами. Результаты работы вносят вклад в развитие новых региональных решений в рамках разработки и реализации региональной политики в сфере туризма.
Статья посвящена проблеме дальнейшего развития туристской отрасли как одного из ключевых секторов развития экономики каждого региона, который является не только быстрорастущим, но и высокотехнологичным.
Проведен анализ деятельности гостиниц и аналогичных средств размещения Владимирской области, по результатам которого представлена общая характеристика деятельности гостиниц и аналогичных средств размещения Владимирской области в современных условиях.
Определена специфика ресурсного потенциала гостиниц и аналогичных средств размещения Владимирской области, в том числе в разрезе муниципальных образований области.
В ходе исследования установлено, что в целях стимулирования туристской активности создается множество различных новых инструментов, на постоянной основе осуществляются их развитие и корректировка, однако системности работы применительно к региональным составляющим недостаточно.
В целях совершенствования системы инструментов создания регионального туристского продукта и туристского продвижения Владимирской области разработан перечень предложений по перспективным направлениям работы в рамках развития гостиничной индустрии во Владимирской области, увеличения и перераспределения туристских потоков.