В статье анализируются выставки двух ведущих художников Китая — Цай Гоцяна («Октябрь», 2017) и Чжан Хуаня («В пепле истории», 2020), проходившие в ведущих музеях России — ГМИИ им. А. С. Пушкина и Государственном Эрмитаже. Одной из главных сюжетных линий этих выставок стало обращение иностранных художников к истории России. Воплощая сюжеты этой тематики, китайские художники предпочитают создавать большеформатные произведения, вступать в своеобразный диалог с живописцами и графиками советской эпохи, выказывать уважение к русской школе живописи, применять в своих произведениях «неживописные» материалы. Каждый из художников при этом сохраняет свою индивидуальность как в выборе сюжетов из русской истории, так и в методах и приемах их воплощения.
Статья посвящена проявлению японизма в европейском и российском костюме периода эклектики и модерна. Термин «японизм» в статье понимается как влияние культуры и искусства Японии на соответствующие сферы в Европе и России. Японизм в дизайне костюма рассматривается в нескольких аспектах: 1) внимание в Европе и России к традиционному национальному костюму Японии как проявление интереса к экзотике ее культуры; 2) воздействие особенностей кроя и силуэта кимоно на европейский костюм второй половины XIX — начала ХХ в.; 3) интерес европейских и отечественных дизайнеров костюма к декору и аксессуарам восточных нарядов. Эти особенности рассматриваются на изделиях коллекций костюма двух музеев — Эрмитажа и Института костюма Киото. В ракурсе темы анализируются произведения ведущих мастеров моды Европы (Ч. Ворт) и России (Н. Ламанова).
В статье рассматривается эмальерное творчество Ольги Олеговны Лысенковой — выпускницы и преподавателя Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица; анализируются авторский стиль художницы, наиболее популярные темы ее творчества (исторические, мифологические, религиозные, повседневные и др.), жанровый, композиционный и колористический строй ее эмальерных работ. Особый акцент сделан на проблему взаимодействия «картины» и рамы.
В начале 1890-х гг. в исторических помещениях Музея училища барона Штиглица, известных как лоджии Рафаэля, преподавателями и учениками ЦУТР были исполнены потолочные росписи, в основу которых был положен популярный мотив ренессансного искусства — сочетание зодиакальных аллегорических изображений и гротескового орнамента. На сводах лоджий в медальонах в окружении гротесков запечатлены правящие колесницами античные боги, символизирующие планеты-управители зодиакальных созвездий. Иконографическими источниками создания изображений в лоджиях Рафаэля послужили: во-первых, росписи сводов зала приемов Гильдии менял в Перудже (Sala dell’Udienza del Nobile Collegio del Cambio), исполненные Пьетро Перуджино и его мастерской (1496–1500); во-вторых, аллегорические образы планет, написанные учениками Рафаэля — Перино дель Вага и Джованни дель Удине — в апартаментах Борджиа (зал Потификов, Sala dei Pontefici) в Ватикане (1520–1521). В статье исследуется своеобразие стилистических и иконографических решений потолочных росписей Лоджий Рафаэля в Музее училища барона А. Л. Штиглица (1885–1896, архитектор М. Е. Месмахер); дается оценка значению росписей в контексте художественных решений интерьеров Музея училища барона Штиглица. Особое внимание уделено участию в создании росписей в лоджиях Рафаэля ученика ЦУТР барона Штиглица Владислава Измайловича.