Растущая в условиях санкционного давления конкуренция среди отечественных производителей требует особого внимания к вопросам оптимизации ассортимента. Производители в меняющихся условиях вынуждены постоянно следить за продажами, анализировать данные и оптимизировать ассортимент, исключая неэффективные виды продукции и добавляя новые виды, пользующие спросом на рынке сбыта. Цель исследования: выявить возможности теории игр в управлении ассортиментом продукции, представить рекомендации по её использованию в процессе формирования ассортиментной политики. Актуальность темы исследования обусловлена потребностью производителей в совершенствовании механизмов управления ассортиментом производимой продукции. В процессе исследования использованы следующие материалы и методы игрового моделирования: конструирование множества игроков, конструирование множеств стратегий игроков, количественная оценка элементов платёжной матрицы, приёмы снижения степени неопределенности, методы выбора оптимальных стратегий в условиях полной и частичной неопределенности, а также обобщение опыта использования игровых моделей при анализе различных экономических ситуаций. Акцентируется внимание на игровом моделировании, дополняющем математическо-статистические методы, традиционно используемые для формирования ассортиментной политики: методы математического программирования - задача оптимизации ассортимента при наличии ограничений на ресурсы, например бюджет и запасы сырья, используемого в процессе производства; методы многокритериального выбора - задачи учета нескольких критериев при принятии решений по ассортименту продукции, например качество продукции, цена продукции, спрос на продукцию и др.; методы статистического анализа (задача анализа имеющихся данные о продажах и выявления трендов - регрессионный анализ для прогнозирования спроса на производимую продукцию, выявления зависимостей между различными факторами, такими как спрос на продукцию и цены, маркетинговые усилия, сезонность и др.; кластерный анализ для сегментации товаров и клиентов на основе ранее выделенных характеристик, например, предпочтения покупателей и возраст, а также ассоциативный анализ для выявления зависимостей между товарами - определение групп товаров, которые могут быть представлены вместе в ассортименте); методы анализа временных рядов и имитационного моделирования (задача прогнозирования спроса на продукцию, основанного на имеющихся данных о продажах; задача фиктивной реализации различных сценариев управления ассортиментом и количественной оценки их последствий). Результаты: построены игровые модели управления ассортиментом продукции базового уровня (учёт наличия вида продукции в формируемом ассортименте) и продвинутого уровня (учёт не только наличия вида продукции в формируемом ассортименте, но и его количества), предложен подход к количественной оценке последствий принимаемых решений об изменении ассортимента выпускаемой продукции. Установлена чувствительность оптимальной стратегии формирования ассортимента продукции к динамике отношения ЛПР к риску и уровня доверия к информации. Заключение. Научная новизна исследования состоит в разработке подхода к управлению ассортиментом производимой продукции, основу которого составляет обоснование оптимальности игровой стратегии. Практическая значимость исследования заключается в расширении применения прикладных и исследовательских возможностей игрового моделирования на вопросы управления ассортиментом производимой продукции, а также совершенствовании инструментария анализа ассортиментной политики предприятия (аспекты ширины и глубины ассортимента). Выявлено и обосновано 8 факторов стратегической ассортиментной политики.
В центре внимания статьи - возможности игрового анализа вариантов предоставления материальной поддержки населению, реализуемого в виде игры с природой - обобщенным игроком, включение которого в игровой анализ позволяет рассмотреть разностороннее взаимодействие экономических агентов с социально-экономической средой. Данная совокупность методов имеет среди комплекса математических методов в экономике и управления ряд преимуществ в условиях, когда регрессионные модели становятся нерелевантными по причине нарастания неопределенности или отсутствия достаточного объема исходных данных. Цель исследования заключается в преодолении недостаточного использования потенциала игровых моделей в практике моделирования социальных ситуаций с учётом реальных информационных условий, сложившихся к настоящему времени. Методами исследования являются методы теории игр (построение множества активных стратегий предоставления материальной поддержки населению; выделение возможных вариантов состояний природы, отражающих возможностей количество населения, реально нуждающегося в материальной поддержке; определение оптимальной стратегии предоставления материальной поддержки с учётом выбранного критерия оптимальности). Их использование способствует повышению качества решений, принимаемых в области предоставления материальной помощи населению. Среди результатов исследования укажем реализацию всех необходимых этапов игрового анализа стратегий предоставления материальной поддержки населению. Предложенный механизм оценки полезности денежных средств, используемых для материальной поддержки населения, учитывает различный вклад в оценку итоговой полезности распределения денежных средств, возникающий как в случаях получения денежных средств нуждающимися, так и в случаях неполучения денежных средств нуждающимися, а также в случаях получения денежных средств гражданами, в действительности не нуждающимися в материальной помощи. Авторами произведены расчеты и выполнена оценка последствий стратегий, реализация которых предполагает сокращение количества граждан, которым оказывается материальная помощь (с одновременной динамикой размера материальной помощи). Игровой анализ стратегий предоставления материальной поддержки населению стал возможным благодаря построению игровой модели базового уровня сложности, учитывающей основные сценарии развития рассматриваемой социальной ситуации. В процессе исследования построенной игровой модели установлена высокая степень чувствительности стратегий предоставления материальной помощи населению к выбору критерия оптимальности, а также его параметра. Эта особенность требует уточнения информационной ситуации, в которой выбирается стратегия предоставления материальной помощи. В заключении отметим, что материал статьи может быть полезен для рассмотрения с последующей пилотной апробацией на различных уровнях государственного и муниципального управления, при разработке и принятии законодательных инициатив о мерах социальной поддержки, направленной на усиление адресности оказания материальной помощи населению. Также материал и инструментарий данного исследования может послужить в ходе совершенствования существующих и разработки новых учебных дисциплин, содержание которых связано с количественным анализом социально-экономических проблем и ситуаций.