Публикации автора

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ГЕНЕЗИСА СИСТЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО / ТРУДОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ХХ ВЕКЕ (2024)

Актуальность изучения методологических подходов к исследованию генезиса системы технологического / трудового образования школьников в ХХ в. обусловлена необходимостью усовершенствования научного аппарата историко-педагогических исследований, сложность которых заключается в их дуализме – сочетании элементов научного поиска в области педагогики и истории. В настоящее время одним из наиболее востребованных является технологическое образование, значение которого переосмыслено в свете обновления требований к выпускнику общеобразовательного учреждения, который должен не только обладать способностью к преобразованию материала (информации), но быть готовым к устойчивому саморазвитию в условиях преобразования техногенной среды. В этой связи особую важность приобретает изучение опыта технологического / трудового обучения школьников в ХХ в., и особенно в период СССР как государства, в котором человек труда являлся смыслообразующим фактором государственной системы. Однако данное исследование должно строиться на обоснованном подборе методологических подходов, которые позволят осуществить комплексное исследование и получить валидные выводы.

Цель: выявить и теоретически обосновать комплекс методологических подходов, позволяющих осуществить всестороннее исследование генезиса системы технологического / трудового образования школьников в ХХ в. Предположительно выявленные методологические основы позволяют осуществить многовекторное исследование генезиса системы технологического / трудового образования школьников в ХХ в. и на научной основе совершенствовать процесс технологического образования школьников на современном этапе. Методы (инструменты): теоретический анализ историко-педагогических исследований и нормативно-правовых актов, анализ результатов исследования выбранного исторического периода. Основные результаты: расширено научное представление о гносеологических возможностях культурологического, аксиологического, системного, исторического подходов в исследовании генезиса системы технологического / трудового образования школьников. Представлено авторское видение системы технологического / трудового образования школьников как педагогического явления.

Выводы: выявленный и теоретически обоснованный комплекс методологических подходов позволяет осуществить всестороннее исследование генезиса системы технологического / трудового образования школьников в ХХ в. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть полезны в процессе разработки современной концепции системы технологического образования, обновления содержания технологического образования.

Издание: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Выпуск: Т. 13 № 1 (49) (2024)
Автор(ы): Финогеева Татьяна Евгеньевна
Сохранить в закладках
ГЕНЕЗИС ДЕФИНИЦИИ "ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ": РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ (2024)

В статье обоснована актуальность изучения генезиса дефиниции «технологическое образование школьников». Выполнен ретроспективный анализ дефиниции «технологическое образование школьников» на разных исторических этапах ее развития: досоветском, советском, постсоветском. Выделены основные направления изучения трудового и технологического образования в трудах отечественных ученых. Выявлено, что на досоветском этапе технологическое образование осуществлялось посредством введения учебного предмета «Ручной труд», на советском этапе - через трудовое обучение, воспитание и политехническое образование, на постсоветском - в системе технологического образования школьников. Автором осуществлен анализ диссертационных и монографических исследований по проблеме генезиса системы технологического образования подрастающего поколения. Предложено авторское определение дефиниции «технологическое образование школьников», которое основано на историко-педагогическом изучении особенностей становления и развития технологического/трудового образования.

Издание: НАУКА И ШКОЛА
Выпуск: № 6 (2024)
Автор(ы): Финогеева Татьяна Евгеньевна
Сохранить в закладках