Введение. Статья посвящена исследованию взглядов отечественных консервативных философов второй половины XIX века на сущность терроризма.
Цель статьи – экстраполяция данных воззрений на современную ситуацию в России, характеризующуюся активизацией терроризма, экстремизма.
Материалы и методы. Материалом статьи выступают сочинения русских консервативных авторов второй половины XIX века, современные научные исследования по проблемам отечественного консерватизма и формирования русского самосознания, либерализма и его связи с нигилизмом, терроризмом; работы, исследующие сущность терроризма. Автор опирался на цивилизационный подход в сочетании с диалектическим, на методы: герменевтический, аналитический, синтетический, обобщения, реконструкции философских воззрений, сравнительно-исторический.
Результаты исследования. В ходе работы установлено тождество социальных факторов, обусловивших всплеск терроризма в России последней трети XIX века и в настоящее время. Выявлены глубинные, имеющие вневременной характер онтологические и антропологические основания терроризма: дискредитация бытия и обесценивание человека вследствие секуляризации Нового времени. Метафизическая, иррациональная сущность терроризма, установленная консервативными философами, актуальна и в настоящее время. Злободневны и выявленные консервативными авторами типологические портреты представителей различных вариаций терроризма; связь беспочвенного ультралиберализма с нигилизмом, терроризмом.
Обсуждение и заключения. Автору удалось актуализировать воззрения русских консервативных мыслителей второй половины XIX столетия на сущность нигилизма, терроризма. И сегодня большое значение имеют выявленные указанными мыслителями меры противодействия терроризму: негативные (борьба и предупреждение) и позитивные (сплочение и духовное оздоровление общества, воспитание молодёжи в духе традиционных ценностей и патриотизма).
Весьма давняя и до сих пор открытая к полемике проблема соотношения морали и права интересовала И. Канта и рассматривалась им и в работах «Критика практического разума» (1788) и «Метафизика нравов» (1797). В частности, кенигсбергский мыслитель обращал внимание на ключевое различие данных феноменов в контексте этики долга: право (легальность) имеет формальный характер, относится лишь к внешней стороне поступков; мораль апеллирует к внутренней стороне бытия человека, к мотивам поступков, к свободе (этика как наука о законах свободы), к идее долга. Философ акцентировал внимание и на других различиях морали и права. Так, если право реализуется силой внешнего принуждения, то движущая сила морали — исключительно внутреннее самопобуждение, совесть как «сознание внутреннего судилища в человеке».