Введение: противодействие терроризму и экстремизму рассматривается как элемент идеологической функции государства.
Материалы и методы: исследование основано на использовании общенаучных методов и приемов: анализ, синтез, индукция, дедукция. Наибольшее значение получили формально-правовой и сравнительный методы, используемые для толкования положений анализируемого законодательства.
Результаты исследования: автор обозначает проблематику существования угроз государству в идеологической сфере, на основании чего противодействие таким угрозам осуществляется посредством реализации идеологической функции. Актуальными угрозами в настоящее время следует считать терроризм и экстремизм, являющие собой определенные идеологические системы.
Обсуждение и заключение: автор предлагает разделить формы противодействия терроризму и экстремизму на две группы: правоохранительные меры и меры в рамках идеологической деятельности государства. Под правоохранительными мерами следует понимать широкий спектр мероприятий, режимов и деятельности, которые направлены на предотвращение, пресечение и ликвидацию последствий террористических актов и экстремистской деятельности. Меры противодействия в рамках идеологической деятельности государства направлены на недопущение экстремизма и терроризма как элемента идеологической жизни общества. Таким образом, противодействие терроризму и экстремизму проявляется как в практическом аспекте (согласованной деятельности правоохранительных органов, органов власти и силовых ведомств), так и идеологическом (составляющим отдельное направление идеологической функции государства).
В статье рассматривается участие Финляндии в войне против СССР на стороне Третьего рейха, ее роли в блокаде Ленинграда и крах ее планов по созданию «Великой Финляндии». Упорное сопротивление, а затем наступление советских войск под Ленинградом, на Карельском перешейке и в Южной Карелии заставили правящую элиту страны просить СССР о перемирии и порвать отношения с нацистской Германией. Статья имеет особую актуальность с учетом того факта, что в 2023 году Финляндия стала членом НАТО и присоединилась к его антироссийской политике.
Введение. Идеологическая функция государства является одной из важнейших вне зависимости от типа и исторического периода существования государства. Особое значение приобретает наличие эффективного механизма реализации названной функции, где субъектный состав имеет четкие задачи и полномочия. Цель исследования - изучение сложившихся подходов к пониманию механизма осуществления идеологической функции государства, определение круга субъектов, задействованных в идеологической деятельности государства, их статуса и форм работы.
Методы. Методологическую базу исследования составили общенаучные методы: логический, сравнительно-правовой, а также частнонаучные: формально-юридический метод и метод системного анализа. Совокупность методов позволила сформировать обобщенные выводы и концептуальные определения, а также произвести структурно-функциональный анализ системы органов, составляющих механизм идеологической деятельности.
Результаты. По результатам исследования дано авторское определение механизма реализации идеологической функции государства, а также определены субъекты, участвующие в реализации названной функции. Обозначены концептуальные закономерности распределения полномочий между отдельными звеньями этого механизма, где высшие органы государственной власти формируют общие и принципиальные моменты, а нижестоящие - разрабатывают конкретизирующие положения, реализуют определенные практические мероприятия и контролируют их результаты.
В статье исследуется проблематика концептуального понимания юридической ответственности и приводятся отдельные подходы к пониманию ее цели. В связи с разнообразием взглядов на цель юридической ответственности, автор предлагает несколько уровней таких целей: общая цель (охрана существующего государственного порядка) и специальная (предупреждение совершения правонарушений), а также выделяет скрытую цель юридической ответственности, которая состоит в легализации насилия к правонарушителю в виде применения определенных санкций. На основе проведенного исследования автор приходит к заключению, что юридическая ответственность является наиболее простым и древним средством обеспечения реализации права, но недостаточно эффективным. Цель предупреждения совершения правонарушений в результате применения мер юридической ответственности достигается далеко не всегда, и более результативным является использование регулятивных и организационных правовых средств.
В статье исследуется проблематика концептуального понимания юридической ответственности и приводятся отдельные подходы к пониманию ее цели. В связи с разнообразием взглядов на цель юридической ответственности, автор предлагает несколько уровней таких целей: общая цель (охрана существующего государственного порядка) и специальная (предупреждение совершения правонарушений), а также выделяет скрытую цель юридической ответственности, которая состоит в легализации насилия к правонарушителю в виде применения определенных санкций. На основе проведенного исследования автор приходит к заключению, что юридическая ответственность является наиболее простым и древним средством обеспечения реализации права, но недостаточно эффективным. Цель предупреждения совершения правонарушений в результате применения мер юридической ответственности достигается далеко не всегда, и более результативным является использование регулятивных и организационных правовых средств.