Образовательный экспорт, это один из процессов, повышающих имидж нашей страны, который отвечает за распространение русской культуры и русского языка. В современных условиях усиливается роль высших учебных заведений, международных служб, поскольку обучение иностранных студентов усиливает авторитет и привлекательность вуза в социокультурном пространстве страны. Привлекательность и результат освоения образовательных программ во многом зависят от удовлетворенности студента образовательным процессом, от уровня владения языком обучения, как средства общения и овладения профессией. Важную роль в профессиональном и личностном становлении человека играет социализация, которая приобретает новые качества в социокультурном пространстве.
Следовательно, успешность обучения и уровень профессиональной подготовки иностранных студентов напрямую зависит от степени социальной адаптации в стране пребывания. Данный факт приобретает особую актуальность, теоретическую и практическую значимость. В статье рассматриваются процессы социальной адаптации и профессиональной социализации. Особое внимание уделяется структурным элементам социальной адаптации и анализируются ключевые факторы, влияющие на профессиональную социализацию. В статье также подчеркивается взаимосвязь между процессами социальной адаптации и профессиональной социализации, где первая выступает основанием для формирования полноценной профессиональной идентичности. Результаты исследования ориентированы на создание функциональных моделей, которые способствуют разработке образовательных стратегий интернационализации высшего образования.
Ключевым аспектом экспорта образования является интернационализация. Интернационализация на рынке образовательных услуг - одна из самых перспективных линий развития современного высшего образования. Для успешного функционирования в качестве члена принимающего сообщества иностранный студент как объект исследования вынужден усваивать и принимать новые культурные образцы, однако даже при самых благоприятных условиях, как правило, возникают адаптационные трудности и проблемы. Цель работы - выявить факторы и условия успешной адаптации иностранных студентов, обучающихся в региональных вузах на примере Пензенской области. Теоретической основой исследования выступили научные концепции социальной адаптации студентов в условиях вуза, концепции создания и функционирования образовательно-воспитательной среды. На основе данных авторского анкетного опроса иностранных студентов пензенских вузов, вторичного анализа данных социологических исследований по аналогичной тематике и анализа статистических данных об иностранных студентах выявлены причины и факторы выбора России в качестве страны обучения. Иностранные студенты, получающие образование в России, сталкиваются с трудностями на различных уровнях: языковом, понятийном, нравственно-информационном, климатическом, бытовом, коммуникативном и т. д. Благоприятные условия способствуют повышению престижа вуза и уровня интернационализации образования, становятся важным фактором для выбора учебного заведения и быстрого включения иностранных студентов в учебный процесс.