По данным многолетних наблюдений на сети станций «МосЭкоМониторинг» рассчитаны эмиссии CO, NO, NO2, SO2, PM10 от городских источников, их пространственное распределение и временная изменчивость. Полученная эмиссионная матрица использована в химико-транспортной модели SILAM для оценки качества воздуха в Московском мегаполисе. По результатам сравнения расчетов с данными наблюдений, проведенных с применением корреляционных соотношений и критерия Стьюдента, выполнена коррекция эмиссионной матрицы. Для оптимизации пространственного распределения источников и величины эмиссий в Московском мегаполисе проведены вычисления полей примесей для летнего и зимнего месяцев по химико-транспортным моделям SILAM и COSMO-ART с использованием как рассчитанных, так и взятых из базы данных инвентаризации TNO эмиссий. Сопоставление результатов этих расчетов позволило снизить неопределенности оценки качества воздуха в Московском регионе.
В статье исследуется вопрос о роли качества жизни как фактора обеспечения легитимации результатов муниципальной реформы на примере Московской области. Авторы раскрывают вопрос на основе анализа данных экспертных интервью относительно качества жизни и динамики данного показателя на территории таких муниципальных образований, как Сергиев Посад, Королёв и Дмитровский округ. В качестве теоретического фундамента исследования выступила концепция легитимности П. Бергера и Т. Лукмана. Авторы приходят к выводу, что для указанных муниципалитетов характерен достаточно высокий уровень качества жизни. Динамику этого показателя после преобразования соответствующих территорий в городские округа характеризует наличие ряда значимых позитивных тенденций. Но в то же время отмечается наличие факторов, частично сглаживающих позитивный эффект перемен. Близость к столице задает высокий уровень маятниковой миграции и обеспечивает регулярное появление большой массы туристов и дачников. Как результат, трансформируются стандарты качества жизни местного населения, представители которого рассматривают уровень потребления москвичей как эталон. Помимо того, сохраняются структурные проблемы в области здравоохранения, ЖКХ и транспорта, относящиеся к сфере компетенции органов государственной власти. За счет этого роль ключевой детерминанты легитимации муниципальной реформы и ее результатов приобретает качество работы не столько муниципальных, сколько региональных и федеральных властей.