В настоящее время существует необходимость увеличения пропускной и провозной способности Восточного полигона РЖД в целом и восточного участка БАМа в частности. Однако сложные по профилю пути перегоны участка и параметры системы тягового электроснабжения не позволяют с учетом размеров движения на 2030 г. реализовать необходимые межпоездные интервалы для поездов массой 7100 т. В связи с этим актуальной является разработка способов усиления системы электроснабжения указанного участка. В статье рассмотрены проанализированные при помощи компьютерного моделирования такие способы усиления, как увеличение сечения контактной сети, применение средств компенсации реактивной мощности, включение в параллельную работу силовых трансформаторов на тяговых подстанциях. Результаты моделирования позволили рекомендовать к использованию оптимальный вариант, обеспечивающий необходимую пропускную и провозную способность исследуемого участка.
В настоящее время обострилась проблема необходимости реконструкции тяговых подстанций электрифицированных железных дорог. Это связано с тем, что большая их часть на многих железных дорогах находится в эксплуатации более полувека, претерпела существенный физический и моральный ущерб. Продолжение эксплуатации такого оборудования может приводить к его отказам, к нарушению электроснабжения потребителей, к развитию аварийных ситуаций. Потенциальное возникновение таких повреждений подтверждается статистическим анализом отказов оборудования тяговых подстанций, результаты которого изложены в данной работе. Также выполнен анализ сроков эксплуатации оборудования одной из тяговых подстанций Восточного полигона, который подтверждает наличие значительного процента оборудования со сроком эксплуатации, превышающим 35 лет. Произведен экономический расчет по определению эксплуатационных затрат с учетом действующего оборудования для обследуемой подстанции. Их величина значительна.
В связи с изложенными фактами актуальной задачей является принятие технических решений по реконструкции тяговых подстанций. При этом предложено использовать марки современного малозатратного в эксплуатации и высоконадежного, согласно имеющегося опыта эксплуатации, оборудования. Оценка эксплуатационных затрат после реконструкции позволила сделать вывод об эффективности предложенных решений, которые могут быть распространены на другие тяговые подстанции.
Реализация рекомендованных решений по замене оборудования на тяговых подстанциях приведет к снижению эксплуатационных расходов, повышению надежности работы не только тяговых подстанций, но и всей системы тягового электроснабжения, к повышению безопасности перевозочного процесса.