Публикации автора

Педагогика креативных индустрий: модель профессиональной подготовки (2024)

Введение: Сфера креативных индустрий, являясь одним из направлений развития экономики общества, а именно креативной, охватывает процесс создания посредством интеллектуального труда востребованного творческого продукта в области цифрового и прикладного искусства, функционального творчества, влияющего на благосостояние людей. Одним из ключевых акторов, стимулирующих развитие данной сферы, является педагог, обеспечивающий профессиональную подготовку кадров для рынка труда в сфере креативных индустрий. Учитывая дефицитарный характер исследований, посвященных данной проблеме, в настоящей статье предлагается модель профессиональной подготовки профессионально-педагогических кадров для сфер креативной экономики.

Материалы и методы: Методологической основой исследования послужили компетентностный (И. А. Зимняя, A.-K. Koenen, F Dochy и др.), деятельностный (А. И. Иргалиева и др.), конвергентный (М. В. Деев, E. Fonseca, I. Molderez, J. Overberg и др.) и личностно-ориентированный (А. В. Петровский, И. С. Якиманская и др.) подходы. В качестве методов исследования были использованы анализ научных работ, нормативных документов и публикаций в СМИ (n=36), посвященных феномену креативных индустрий, а также опыту подготовки профессионально-педагогических кадров для данной отрасли креативной экономики, а также моделирование процесса профессионально-педагогической подготовки кадров для сферы творческих (креативных) индустрий.

Результаты исследования: Данная статья посвящена моделированию процесса профессионально-педагогической подготовки кадров для сферы творческих (креативных) индустрий. В статье представлен исторический экскурс феномена творческих (креативных) индустрий, классификации направлений соответствующего сектора креативной экономики. В качестве научной новизны выступает образовательная модель подготовки педагогических кадров на уровне магистратуры, способных осуществлять качественную подготовку специалистов для различных творческих (креативных) индустрий, востребованность которых на рынке труда с каждым годом возрастает. Содержание модели определяют четыре блока: мотивационно-целевой, содержательно-логический, деятельностно-технологический и диагностический.

Обсуждение и заключения: Представленная модель профессиональной подготовки педагогов для сфер творческих (креативных) индустрий учитывает важные современные тенденции данных сфер: подготовку к профессиональной практике в условиях предпринимательства, реализация в формате смешанного обучения, активизация творческого начала в процессе реализации креативных практик и др. Опыт успешного внедрения в образовательный процесс профессионально-педагогической подготовки специалистов для сфер творческих (креативных) индустрий посредством представленной модели будет способствовать росту высококвалифицированных творческих специалистов, востребованных на рынке труда сектора креативной экономики.

Издание: ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 12, № 4 (2024)
Автор(ы): Коновалов Антон Андреевич
Сохранить в закладках
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ (2025)

Введение. Проблема несоответствия качества специалистов, которых готовит система профессионального образования, запросам рынка труда и потребностям экономики в целом обостряется с каждым годом. При этом ключевой фигурой в обеспечении качества профессионального образования в новых реалиях является педагог профессионального образования. Уровень квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения напрямую связан с образовательными результатами, эффективность же работы педагогического работника имеет прямую связь с его личностными качествами. Цель статьи - выявление ключевых для профессионально-педагогической деятельности психологических характеристик педагогов профессионального образования. Методология, методы и методики. Исследование проведено с учетом основных позиций личностно-ориентированного (Е. Н. Волкова, S. Lee, E. Tadesse, H. Yin) и практико-ориентированного (В. И. Блинов, S. Billett, A. Ibrahim, N. Zhou) подходов. В исследовании приняли участие педагогические работники организаций системы среднего профессионального образования Свердловской и Тамбовской областей Российской Федерации (n = 213). Для диагностики индивидуально-психологических и личностных особенностей педагогов профессионального образования были применены индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик и краткий ориентировочный тест В. Н. Бузина, Э. Ф. Вандерлик, для анализа полученных результатов использовались методы статистического анализа: дескриптивная статистика и корреляционный анализ - непараметрический коэффициент корреляции r-Спирмена, кластерный анализ. Результаты. Анализируемые характеристики были объединены в 3 ярко выраженных кластера: внутренняя восприимчивость и рефлексивность; защитный; деятельностный. Сензитивность, ригидность и спонтанность определены как доминирующие качества педагогов профессионального образования. Названы две негативные тенденции в личностном портрете педагога профессионального образования (тревожность и ригидность) и одна положительная (лабильность). Научная новизна. Полученные в ходе апробации результаты в виде личностных качеств педагогов профессионального образования, способствующих и препятствующих эффективной реализации профессионально-педагогической деятельности, могут служить основой для разработки программ психолого-педагогического сопровождения и личностного развития педагогов СПО. Практическая значимость исследования заключается в использовании разработанной методики диагностики уровня выраженности личностных качеств педагогов профессионального образования для дальнейшего масштабирования с целью своевременно реагирования посредством организации адресных корректирующе-повышающих мероприятий.

Издание: ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
Выпуск: Т. 27 № 4 (2025)
Автор(ы): Зеер Эвальд Фридрихович, Коновалов Антон Андреевич
Сохранить в закладках
ОЦЕНКА КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ СИСТЕМЫ СПО КАК ОСНОВА ДЛЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (2023)

Представлены результаты апробации специально разработанного комплекта диагностических кейсов для оценки профессионально-педагогической компетентности педагогических работников сферы профессионального образования ( n = 81; ноябрь 2022 г.). Выявлены статистически значимые корреляции в уровнях сформированности организационно-управленческих компетенций педагогов, в том числе следующие: между способностью организовывать и проводить занятия и способностью диагностировать образовательные потребности обучающихся; между способностью формировать образовательно-производственную среду, оснащая и модернизируя помещение, и способностью устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися. Сделан вывод, что с использованием апробированных кейсов могут быть выявлены профессиональные дефициты педагогов, на основе чего будет сформирован комплекс мероприятий по организации профессионального развития.

Издание: ИННОВАЦИОННАЯ НАУЧНАЯ СОВРЕМЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТРАЕКТОРИЯ (ИНСАЙТ)
Выпуск: № 2 (14) (2023)
Автор(ы): Коновалов Антон Андреевич
Сохранить в закладках