Работы автора

Миф русификации: решение проблемы языка церковной проповеди в постполоцкий период (2024)

В статье рассматривается практика произнесения униатским духовенством проповедей на польском языке, утвердившаяся в униатской церкви на белорусских землях к началу XIX века, позиция в решении этого вопроса российских властей и православного духовенства. Серьёзной проблемой, с которой столкнулись в постполоцкий период православные иерархи белорусских епархий, была устоявшаяся ещё с конца XVIII — начала XIX века традиция произнесения проповедей в униатских храмах на польском языке, или «белорусско-польском наречии», как его называли. Раскрываются усилия, которые прикладывали западнорусские православные иерархи для решения языковой проблемы. Делается вывод о том, что именно деятельность Российской Православной Церкви на белорусских землях стоит у истоков рождения современного белорусского народа как неотъемлемой части восточно-христианской цивилизации.

Издание: ОРТОДОКСИЯ
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): Теплова Валентина Анатольевна
Сохранить в закладках
Православие на белорусских землях в период с 1839 по 1917 год: возвращение к вере отцов и дедов (2024)

Статья посвящена истории Православной Церкви на землях Белоруссии в 1839–1917 годы. В статье рассматривается процесс постепенного возрождения православия после Полоцкого церковного Собора, его этапы и те препятствия и трудности, которые возникли на этом пути. Это объясняется тем, что более чем 200-летнее пребывание православных в составе униатской греко-католической церкви оставило заметный след в сознании верующих. Многие бывшие униаты после 1839 года, формально считавшиеся православными, по разным причинам попрежнему посещали костёлы, исповедовались у ксёндзов, т. е., по сути, являлись католиками на практике. Можно сказать, по словам Г. Я. Киприановича, что «дело воссоединения совершилось, но далеко ещё не завершилось в 1839 году». Например, имели место отклонения от православного церковного устава, бытовавшие в православном богослужении, или отступления в совершении таинств. Причиной подобных явлений, а также упорства в католичестве бывших униатов был, во-первых, фанатизм местных латинских ксёндзов. Во-вторых, причина была в том, что аппарат местной власти на белорусских землях состоял из чиновников, имеющих польскую идентичность и настроенных антироссийски. Поэтому в течение 1839–1917 годов на белорусских землях шёл сложный процесс постепенного возрождения и укрепления православия. Этот нелёгкий путь условно можно разделить на несколько этапов: первый — с 1839 по 1863–1864 годы. Он характеризуется открытой прозелитической миссионерской деятельностью католического духовенства в среде православных верующих. Его удалось преодолеть к 60-м годам XIX века. Второй период — с 60-х годов по 1905 год — период утверждения православия, начало установления внешне спокойных взаимоотношений между католическим и православным духовенством. Это было время утверждения бывших униатов в вере отцов и дедов. После выхода указа «Об укреплении начал веротерпимости» 17 апреля 1905 года начинается новый этап острого противостояния православия и католичества. Однако, благодаря развернувшейся широкой миссионерской деятельности православного духовенства, активной работе с верующим населением церковноприходских братств и церковноприходских школ, он был преодолён к 1914–1917 годам.

Издание: ОРТОДОКСИЯ
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): Теплова Валентина Анатольевна
Сохранить в закладках