В статьи рассматривается условный цикл текстов-стихов Д. А. Пригова «Евгений Онегин» (1978) и примыкающих к нему стихов, с звучащей в них пушкинской мотивикой. В работе показано, что имя Пушкина для Пригова является национальным штампов. «концептом», который утратил сущностное значение русского поэта. Имя Пушкина воспринимается концептуалистом Приговым как знак, утрачивающий собственную семантику. Но превращающийся в некий стертый «дорожный знак» на пути концептуального отражения (фиксации) действительности. Установлено, что форма стиха, его графика принципиально важна для писателя-художника.
В статье рассмотрены несколько поэм Тимура Кибирова, поэта, которого критика, как правило, относится критикой к московским концептуалистам. В работе показано, что дружба с Д. А. Приговым или Л. Рубинштейном не делает Кибирова концептуалистом в точном смысле слова. Продемонстрировано, что Кибиров преодолевает рамки концептуального искусства, вставая на путь восприятия русской классической традиции, наследуя лучшим образцам отечественной поэзии. На примере «Послания Льву Рубинштейну» в ходе анализа показаны сентиментальные составляющие поэзии Кибирова.
В статье детально рассматривается повесть Виктора Пелевина «Жизнь насекомых» и на фоне постмодерноконцептуалистских практик конца 1990-х годов (В. Сорокин, С. Гандлевский, В. Курицын и др.) выявляются особенности поэтики, этики, эстетики прозаика. В работе показано, что в отличие от писателей-концептуалистов (в частности, В. Сорокина) рассказы и повести Пелевина (особенно ранние его тексты) активно пронизаны смыслом и содержанием, понятным рядовому (неподготовленному) читателю. В атмосфере советского и постсоветского художественного бытия Пелевин умеет соединить реальное и ирреальное, не упуская контента смысла и идеи (от которых декларативно отказались концептуалисты).
В статье рассматриваются тактики и стратегии работы постмодернистов Л. Десятникова и В. Сорокина, авторовсоздателей оперы «Дети Розенталя». В работе показано, какие не(анти)соцреалистические приемы используют писатели, чтобы обновить новизну восприятия банальных во многом человеческих истин. Форма становится способом реновации глубинного содержания.
На материале поэмы Л. Рубинштейна «Вопросы литературы» (1992), репрезентируемой, с одной стороны, самим поэтом-концептуалистом как пространственный перформанс с аудиальным публичным зачитыванием карточек каталога, с другой - в восприятии современных исследователей как традиционный текст, представленный в печатном виде на страницах сборника «Регулярное письмо» (1997), авторы работы показывают, что форма презентации концептуалистского произведения не только влияет на его восприятие и научно-критическую интерпретацию, но и кардинально трансформирует их. В современных условиях, когда происходит угасание практик разного рода концептуалистских хэппенингов, восприятие «каталожной» поэзии Рубинштейна не в виде публичного перформанса, но в привычно-книжном формате актуализирует глубинные векторы ее прочтения, заставляет посмотреть на карточки как на сплошной единый текст и разглядеть в нем слагаемые традиционного литературного произведения. В ходе исследования показано, что иной ракурс репрезентации, а, следовательно, и восприятия позволяет контурировать ранее не видимые в визуальном объекте-перформансе традиционные слагаемые собственно литературного текста - образ лирического героя, образ автора, формы сюжетно-фабульного построения, композиционные особенности и проч. С этой целью к осмыслению концептуальной поэмы Рубинштейна впервые применены принципы традиционного литературоведческого анализа. Подробно исследуя текстовые составляющие, собственно поэтику концептуалистской поэмы Рубинштейна авторы демонстрируют опровержение манифестационно декларируемой концептуалистами «бессодержательности» текста, обнаруживают его «генетическую» связь с событиями современной истории.