Работы автора

СИТУАЦИЯ В НИГЕРЕ: ПЕРЕХОДНЫЙ ИЛИ СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС? (2023)

Произошедший в Нигере летом 2023 г. военный переворот поставил на повестку дня несколько вопросов. Насколько данные события вписываются в траекторию развития страны? Какую роль в упомянутых событиях играют иностранное влияние, внутриполитические факторы и протестные движения? Каковы перспективы выхода Нигера из вызванного переворотом кризиса? Евроцентричная концептуализация событий 2023 г. в научной литературе и СМИ основана на стереотипах, не только мешающих пониманию происходящего в странах Центрального Сахеля, но и ведущих к формированию ошибочной политики. В соответствии с выработанными на Западе стандартами, Нигер классифицируется как «несостоявшееся» или «слабое» государство, однако такой подход плохо соответствует африканским социальным и экономическим реалиям. Статья предлагает альтернативную перспективу для анализа нынешнего кризиса. В ней отмечается, что хотя иностранное присутствие оказало существенное влияние на развитие данного кризиса, не менее пагубные последствия имела силовая политика властей Нигера в ходе борьбы с сепаратизмом. В рамках этой борьбы был сделан сильный упор на поощрение виджилантизма как инструмента разрешения межобщинных конфликтов. Представляется маловероятным, что у военных Нигера в обозримой перспективе имеется реальная альтернатива этим методам, поощрявшимся западными партнерами в контексте борьбы с преувеличенной проблемой «джихадизма».

Издание: ПУТИ К МИРУ И БЕЗОПАСНОСТИ
Выпуск: № 2 (65) (2023)
Автор(ы): ПОНОМАРЕВ Илья Вячеславович, Уланова Наталья Сергеевна
Сохранить в закладках
РАЗЛИЧИЕ ПОДХОДОВ К КОНЦЕПТУ "РАВЕНСТВО": ЗАПАДНАЯ ТРАДИЦИЯ И Л. С. СЕНГОР (2024)

В статье дана сравнительная перспектива подхода к равенству в западной научной мысли, который лег в основу конкретно-научных концепций в социальной и политической философии, и незападного подхода на примере представлений о равенстве сенегальского философа и политика Л. С. Сенгора. Это сопоставление интересно тем, что африканский мыслитель, получивший образование и политическое признание во Франции, осмыслил в постколониальном контексте идею равенства иным образом, чем западные философы. Концепт равенства широко использовали и другие политические деятели освободившейся Африки (например, Дж. Ньерере), однако именно идеи Л. С. Сенгора наиболее четко демонстрируют альтернативу западным подходам. Концепт «равенство» выступает у Л. С. Сенгора как неотъемлемая часть его постколониальной политической деятельности: именно в этот период он ввел основанное на нем понятие цивилизации универсума. По его мысли, последняя должна развиваться путем диалога на равных, интегрируя ценности различных цивилизаций Востока и Запада. Это понятие он противопоставлял той версии универсальной цивилизации, которая развивается исключительно на базе ценностей евроамериканской традиции и в своем техногенном порыве может привести к искажению природы человека и гибели человечества. Идя путем преодоления европоцентричных дихотомий, порожденных разрывом между рациональным и интуитивным мышлением, Л. С. Сенгор приходит к пониманию равенства как единства, что сближает его с восточно-христианской традицией в осмыслении этого концепта. Его подход резко контрастирует с чисто рациональным и идеологическим осмыслением равенства в евро-американской традиции.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ИНСТИТУТА АФРИКИ РАН
Выпуск: № 4 (69) (2024)
Автор(ы): ПОНОМАРЕВ Илья Вячеславович, ТУТОРСКИЙ Андрей Владимирович
Сохранить в закладках