Работы автора

ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ГНОЗИСА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА (2024)

В статье представлены результаты оценки зрительного гнозиса у детей с нарушением слуха при выполнении классических нейропсихологических проб в сочетании с айтрекинг-исследованием. Основная задача - получить новые результаты отслеживания движения взгляда при выполнении нейропсихологических проб детьми с нарушением слуха для фиксации особенностей зрительной обработки информации.

Цель исследования - изучить влияние ранней слуховой депривации на зрительный гнозис детей с нарушением слуха. Выборку составили 15 кохлеарноимплантированных дошкольников с нарушением слуха в возрасте от 5 до 7 лет. На первом этапе проводились классические нейропсихологические пробы, на втором этапе применялся айтрекинг для фиксации движения глаз в процессе выполнения нейропсихологических проб. В нашем исследовании подтверждается слабость процессов переработки зрительной информации у детей с нарушением слуха в виде неточности зрительных представлений, нарушения восприятия и утраты чувства знакомости предметов. Поисковая активность в сравнении с типично развивающимися детьми снижена.

Издание: ВЕСТНИК ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): Смирнова Яна Константиновна, Григорова Юлия Евгеньевна
Сохранить в закладках
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ НЕЙРОКОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА (2024)

В статье представлены результаты оценки состояния нейрокогнитивных функций, преимущественно зрительного гнозиса детей с нарушением слуха при помощи айтрекинг-устройства с применением классических нейропсихологических проб. Основная задача заключается в получении новых, более целостных данных о взаимосвязи нейроко-гнитивных функций детей с нарушением слуха. Цель - изучение последствий влияния слуховой депривации на нейрокогнитивные функции детей с нарушением слуха. Выборка: 15 кохлеарноимплатированных дошкольников с нарушением слуха (сенсоневральной тугоухостью, класс H90 по МКБ-11), средний возраст 5,4 ± 0,8. Кохлеарная имплантация производилась в возрасте 3 лет. Процедура исследования: на первом этапе были применены классические нейропсихологические пробы для изучения зрительного гнозиса. Использовался «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка» Семаго Н. Я., Семаго М. М. На втором этапе применялся айтрекинг для фиксации движения глаз в процессе выполнения нейропсихологических проб. Полученные результаты свидетельствуют о наличии прямой зависимости состояния нейропсихологических функций, а в особенности зрительного гнозиса, от наличия ранней слуховой депривации детей с нарушением слуха. Наши новые данные расширят представления о состоянии зрительного гнозиса у детей с нарушением слуха и помогут разработать эффективный дифференцированный подход к их обучению и воспитанию.

Издание: ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 21 (100 ст.) (2024)
Автор(ы): Смирнова Яна Константиновна, Григорова Юлия Евгеньевна
Сохранить в закладках