В статье рассматриваются позиции сибирской политической элиты - губернаторов и генерал-губернаторов - по распространению на сельское, в т. ч. инородческое, население огромного Зауральского края положения закона 1889 г. о земских начальниках Европейской России. Авторы анализируют предпосылки реформы, ее идеологическую и административную составляющие, предложения властных структур по проведению реформы.
Политическая элита Восточной Сибири формировалась из назначенцев, уроженцев Европейской России, получивших образование и начавших карьеру в центре империи. Перед взором любого столичного назначенца на губернаторский пост в Восточную Сибирь, вне зависимости от временнóго периода, открывалась перспектива погружения в масштабный объем специфических проблем. Медицинские проблемы сохраняли свое постоянство в глубочайшем уровне отсталости. В парадигме рационального подхода рассмотрим инициативы регионального чиновничества в сфере «народного здравия», определим мотивационные установки представителей власти, направленные на медико-социальные изменения. Авторы выдвигают идею, что представители региональной власти рассматривали «народное здравие» с позиции рационального подхода, а личные качества выступали только дополнением к управленческим способностям.
Статья посвящена аспектам деятельности Сибирской парламентской группы, связанным с распространением на Сибирь земской реформы и проектом сибирских депутатов по ее реализации. Охарактеризованы состав и концептуальные особенности деятельности Сибирской парламентской группы. Выявлены ключевые факторы формирования потребности в земстве в регионе. Дается оценка политической конъюнктуры, в условиях которой исследуемый проект был внесен на рассмотрение в Государственную Думу. В результате проведенного исследования сформулированы ключевые выводы о влиянии деятельности сибирских депутатов на перспективы создания земства в Сибири. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.