В философии Достоевского осуществляется реинтерпретация классического понятия «отчуждение», представленного в работах К. Маркса, т.е. его смысловое расширение, обогащение, что вызвано национально-культурным, религиозным, историческим своеобразием России, а также фокусировкой русской философской мысли вообще на антропологической тематике. Если Маркс анализирует отчуждение в оптике производственно-экономических отношений, основанных на эксплуатации человека человеком, то Достоевский усматривает в отчуждении следствие отпадения человека от духовных оснований, задаваемых религией. Оба автора соглашаются с тем, что современное общество, основанное на господстве материального интереса, бесчеловечно, безнравственно и разобщено. Немецкий философ считает, что преодоление отчуждения возможно через утверждение «царства свободы», в котором труд будет не способом закабаления человека, а способом утверждения его высшего достоинства. Достоевский связывал возможности преодоления отчуждения с отказом от ложного сознания, с «возвращением» человека к истинной христианской вере, основанной на любви к Богу.