Статья посвящена изучению вопроса о необходимости разграничения таких социально-политических и культурных феноменов, как «нацизм», «фашизм», «ксенофобия», «расизм» и других схожих категорий в современном российском законодательстве. Предпринимается попытка поиска возможного решения проблемного вопроса: во-первых, обосновывается отсутствие целесообразности обеспечения терминологического единства по отношению к ним, во-вторых, предлагается вариант корректировки существующего порядка отнесения материалов (печатных, аудио-, визуальных, цифровых, иных) к запрещенным посредством дополнения некоторых из них комментариями и пояснениями, способствующими надлежащей и корректной оценке данных материалов пользователями, а также пониманию их деструктивной сущности.
Наличие у любого диаспорального объединения (вне зависимости от его формы) статуса иностранного агента должно рассматриваться как обязательный и неотъемлемый элемент его правового положения в России. В данной статье предпринимается попытка обоснования необходимости присвоения иностранным диаспорам, существующим на территории Российской Федерации, статуса лиц, осуществляющих функции иностранного агента в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 г. № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Представляется, что дополнение действующего российского законодательства данной нормой повысит уровень транспарентности в деятельности диаспор, снизит темпы роста преступности с участием «иностранного элемента», а также будет способствовать повышению степени обороноспособности российского государства и обеспечению его суверенитета.