Работа посвящена изучению центрального пространственного образа в экспериментальном романе «Жизнь способ употребления» (La Vie mode d’emploi, 1978) французского писателя Жоржа Перека (Georges Perec, 1936-1982). Цель исследования - проанализировать образ дома и выявить черты, позволяющие считать его моделью Универсума. Актуальность статьи обусловлена возрастающим интересом к личности и творчеству Ж. Перека, значимостью категории пространства в его художественном мире, а также важным значением изучения пространства в рамках культурологического и литературоведческого анализа. В ходе исследования делается вывод, что к характерным чертам образа дома можно отнести сочетание пустующих помещений, воплощающих мотив отсутствия (а также тесно связанный с ним мотив ограничения), и зон, насыщенных различными объектами; присутствие контрастных элементов - оппозиций, формирующихся на протяжении текста; связь между жилищами и внутренним миром их хозяев; разнообразие в системе персонажей - жильцов дома № 11; обилие сюжетных историй (реально происходящих в романе и потенциально возможных), охватывающих различные страны и эпохи, а также наличие отступлений от основного повествования. Указанные черты способствуют расширению образа дома и позволяют понимать его как воплощение Универсума. Результаты проведенного исследования можно использовать при подготовке курса лекций по истории зарубежной литературы второй половины XX в.
Актуальность исследования связана с возрастающим интересом к творчеству французского писателя Жоржа Перека (Georges Perec, 1936-1982), о чем свидетельствует выход работ об авторе за рубежом и активная деятельность L’Association Georges Perec - французской организации, занимающейся исследованием многочисленных трудов писателя и сохранением его культурного наследия.
Цель статьи - осуществить сравнительный анализ образов деревни и города в эссе Жоржа Перека «Просто пространства» ( Espèces d’espaces , 1974). Предмет исследования - образ деревни и образ города в «Просто пространствах».
Писатель дает развернутую характеристику данных образов, смещая свое внимание в сторону урбанистического пространства по причине своего малого знакомства с деревенской жизнью, интереса к городу как сложной многоуровневой структуре и ориентации на читателя XX век, с большей долей вероятности живущего в городе.
Деревня характеризуется Ж. Переком как необычный локус для современного человека, в чьем сознании ее образ формируется благодаря произведениям литературы прошлых веков, книгам, в которых есть описание сельского быта, а также собственным впечатлениям от коротких поездок за город, иными словами, этот образ не является достаточно достоверным.
Город, напротив, предстает привычным локусом для современных людей, хотя и непростым объектом для изучения ввиду сложности своей структуры. Следует добавить, что анализируемый Переком Париж может прочитываться как текст, изобилующий знаками, сигнализирующими о том или ином периоде жизни писателя.
Рассуждая о городе как о виде пространства в целом, Жорж Перек приходит к выводу, что знакомство с любым городом - это постижение урбанистического пространства, погружение в его атмосферу и, как следствие, обогащение личности в интеллектуальном и духовном смыслах.
Результаты проведенного исследования можно использовать при подготовке курсов лекций и семинарских занятий по истории зарубежной литературы XX века, а также при разработке спецкурсов, посвященных творчеству Жоржа Перека.