Целью работы является формулирование теоретико-правовых положений, раскрывающих и обосновывающих понятие, цели и задачи оперативно-розыскного обеспечения коллективной безопасности государств - членов ОДКБ с учетом современных условий развития информационного общества и обострения международного геополитического противоборства. Автор, будучи непосредственным разработчиком документов в сфере оперативно-розыскного обеспечения коллективной безопасности государств - членов ОДКБ, на системном уровне рассматривает возможности применения современных информационно-телекоммуникационных технологий компетентными органами данных государств в борьбе с преступностью, продолжая исследование, описанное в более ранних работах.
Во введении раскрывается актуальность темы статьи, приводятся статистические сведения, характеризующие криминогенную обстановку, из которых следует необходимость разработки и реализации более действенных механизмов межгосударственного сотрудничества в сфере оперативно-розыскной деятельности для достижения уставных целей ОДКБ.
В основной части анализируются ключевые положения ряда документов ОДКБ рекомендательного характера, в рамках которых сформулированы организационно-правовые основы оперативно-розыскного обеспечения коллективной безопасности государств - членов Организации. Приводятся определения основных понятий в данной сфере, раскрываются цели совместной деятельности компетентных органов и следующие из них задачи, для эффективного решения которых предлагаются конкретные меры в рамках уже разработанных и принятых рекомендаций и модельных актов. Автор подчеркивает, что научно-практическая модель, сформулированная в документах ОДКБ, в целом применима к оперативно-розыскному обеспечению коллективной безопасности в формате любой международной организации с учетом особенностей участников.
В заключительной части отмечается, что проблема оперативно-розыскного обеспечения коллективной безопасности - это новая проблема в теории оперативно-розыскной деятельности, которая ожидает своего дальнейшего углубления и всестороннего исследования, постановки актуальных вопросов и поиска на них ответов с учетом как имеющихся доктринальных наработок, так и сложившейся правоприменительной практики.
Целью работы является формулирование предложений по совершенствованию нормативной правовой основы деятельности оперативных подразделений уполномоченных государственных органов по обеспечению особого правового режима военного положения.
Во введении обосновывается актуальность заявленной темы, отмечается наличие существенной теоретико-правовой проблемы, влияющей на эффективность практической деятельности уполномоченных государственных органов на территории новых субъектов Российской Федерации, которая заключается в несбалансированности действующего российского законодательства, регулирующего вопросы оперативно-розыскного обеспечения военного положения.
В основной части анализируются соответствующие положения Федерального конституционного закона «О военном положении» и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» на предмет их соответствия и достаточности правового регулирования рассматриваемой сферы. Акцентируется внимание на том, что цели военного положения не конкурируют с целями и задачами оперативно-розыскной деятельности (защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, безопасности общества и государства от преступных посягательств) и не подменяют их, поэтому необходимо формирование комплексного законодательного регулирования оперативно-розыскного обеспечения военного положения, в том числе устанавливающего основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на максимальную реализацию разведывательно-поисковых возможностей оперативных подразделений в данных условиях.
В заключительной части изложены предложения по внесению изменений и дополнений в действующее российское законодательство, направленных на повышение эффективности деятельности оперативно-розыскных органов по решению задач режима военного положения.
Определены цели, содержательные признаки и само понятие оперативно-розыскного обеспечения правового режима военного положения, приведен примерный перечень частных задач, решаемых оперативными подразделениями уполномоченных государственных органов в рамках данной деятельности. Автор указывает на проблему неизученности оперативно-розыскного обеспечения правового режима военного положения. Данное обстоятельство осложняется еще и тем, что территории субъектов Российской Федерации, на которых введено военное положение, относятся к так называемым новым территориям, недавно вошедшим в состав Российской Федерации и не в полном объеме (часть данных территорий продолжает находиться под оккупацией). Оперативно-розыскное обеспечение военного положения определяется как комплекс проводимых при усилении режима секретности в особом порядке оперативно-розыскных мероприятий и действий оперативными подразделениями компетентных органов из числа сил, обеспечивающих военное положение на территории, на которой оно введено, в течение срока его действия в отношении определенных объектов в целях создания условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации и защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
ИСАА в течение десятилетий является флагманов подготовки специалистов по самому широкому спектру знаний, связанным с развитием Азии и Африки. ИСАА, безусловно, является символом и одновременно отражением всех этапов развития советского и российского востоковедения. Главная задача Института - сохраняя традиции классического востоковедения, отвечать на запросы сегодняшнего дня, предлагать востребованные, научно-обоснованные программы подготовки, расширять программы подготовки, усиливать свою расширять свою роль как центра экспертного востоковедения, укреплять научные и прикладные партнерства, и отвечать национальным запросам развития России.