Работы автора

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ: ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА И СИТУАЦИЯ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ (2023)

В статье представлены результаты изучения этнической идентичности и этнической толерантности как значимых элементов массового сознания россиян. Эмпирической базой служат репрезентативные социологические исследования в Российской Федерации, данные Фонда «Общественное мнение», исследование в Кабардино-Балкарской Республике, данные глубинных интервью с экспертами Кабардино-Балкарии. Отмечается, что этническая сложность РФ закреплена в общественном и доктринальном дискурсе, находит отражение в Конституции страны и Стратегии государственной национальной политики. Исследования показывают, что при высоком уровне этнической идентичности среди россиян поддерживается и высокий уровень межэтнической толерантности, необходимый для обеспечения процессов общероссийской консолидации. Наиболее ёмким индикатором межэтнической толерантности служит представление о недопустимости насилия в разрешении межнациональных и межрелигиозных противоречий; пошатнуть устоявшийся консенсус может нарушение справедливости в сфере межнациональных отношений. В период с 2010 по 2021 гг. общество развернулось в сторону принятия многонационального характера России, уровень положительных оценок российской многонациональности вырос с 34 до 52 %. Нормативная межэтническая толерантность, выражающаяся в готовности принимать людей других национальностей в качестве граждан РФ и жителей региона своего проживания (республики, области, города, села), превышает 70%. Этническую идентичность и межэтническую толерантность можно рассматривать в качестве устойчивых доминант массового сознания, прочно укоренённых на уровне представлений, социальных практик и социальных институтов, активно влияющих на процессы нациестроительства и национально-гражданской консолидации. Делается вывод, что в регионах России складываются уникальные модели и форматы нациестроительства, обусловленные не только федеральной и региональной политикой этнической и российской идентичности, институционализацией этничности в республиках, но и повседневными, исторически сложившимися и укоренёнными в местном сообществе традиционными формами межэтнического (и межрелигиозного) взаимодействия и соционормативными практиками межэтнической толерантности.

Издание: СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Выпуск: Том 11 № 4 (2023)
Автор(ы): Рыжова Светлана Валентиновна
Сохранить в закладках
К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЛЕОКАДИИ МИХАЙЛОВНЫ ДРОБИЖЕВОЙ (1933-2021). ЭТНОСОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА Л.М. ДРОБИЖЕВОЙ: ФОРМИРОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (2023)

Анализируется роль Л.М. Дробижевой и ее этносоциологической школы в изучении российской идентичности, складывающейся в полиэтничном социальном пространстве России. Раскрываются этапы и периоды, в течение которых Л.М. Дробижева и ее коллеги вели научный поиск механизмов общестрановой консолидации. К числу таких механизмов они относят формируемые государством, элитой, гражданскими активистами, экспертами, СМИ, институтами и общественным мнением, а также стихийно возникающие на уровне повседневности. Представлена трансформация методологических подходов Л.М. Дробижевой к изучению «этнического в социальном и социального в этническом». Раскрывается метод исследования российской идентичности, сформированный на стыке теоретических подходов социально-культурной антропологии и классической социологии. Представлены некоторые результаты проектов по изучению российской идентичности, проведенных в рамках этносоциологической школы Л.М. Дробижевой.

Издание: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: Том 29 № 1 (2023)
Автор(ы): Рыжова Светлана Валентиновна
Сохранить в закладках