Контекст и актуальность. Статья посвящена изучению проблемы личностного выбора участия в экстремальном добровольчестве. Методологическую основу исследования составили аксиологический, самодетерминационный и субъектно-соучаствующий подходы.
Цель. Установить взаимосвязь характеристик комплементарной модели самодетерминации личности и предикторов личностного выбора участия в экстремальном добровольчестве.
Гипотеза. Личностный выбор соучастия в экстремальном добровольчестве определяется системой смыслообразования личности, в основе которой лежат вид самодетерминации, осознанность свободы подобного выбора, ведущие ценностные, мотивационные и нравственные характеристики человека.
Методы и материалы. Выборка представлена 67 респондентами-мужчинами — участниками специальной военной операции. Применялись: психологическое тестирование («Шкала осознанного выбора и самосознания» К. Шелдона, опросник «Виды самодетерминации личности» С. Н. Костроминой и др., опросник изучения личностного выбора соучастия в экстремальном добровольчестве В. Е. Петрова), экспертное оценивание, методы математико-статистической обработки данных (описательная статистика, корреляционный анализ, оценка различий в группах).
Результаты. Установлено, что личностный выбор соучастия в добровольчестве определяется видом самодетерминации, осознанностью свободы подобного выбора, а также степенью выраженности у индивида таких характеристик, как «идейность» и «активность в экстремальных условиях». Направленность выбора соучастия в диагностируемом континууме «идейность — материальность» зависит от сформированности функциональной и смысловой самодетерминации как компонентов комплементарной модели, самосознания, идейности, просоциальной ценностной ориентации, мотивации, склонности к экстремальной деятельности и активности в ней, критичности мышления.
Выводы. Для добровольцев со смысловой самодетерминацией свойственна идейная направленность выбора соучастия, для лиц с функциональной самодетерминацией — материальная. Исследование направлено на совершенствование психологической поддержки деятельности экстремальных добровольцев и личного состава силовых ведомств, выполняющих задачи в особых условиях.
Статья посвящена анализу проблематики обеспечения информационно-психологической безопасности представителей силовых структур и правоохранительных органов. В фокусе внимания были такие аспекты: как обеспечение личной безопасности на уровне усвоенности образцов оптимального должностного поведения в работе с информацией; тотальная информатизация деятельности ведомств и проблема специальной профессиональной подготовки сотрудников; отработка технологий информационно-психологической безопасности при ведущейся гибридной войне; анализ последствий негативного информационно-психологического воздействия на личный состав силовых и правоохранительных ведомств; исследование роли СМИ и соцсетей Интернета в нарушениях информационно-психологической безопасности. Материал позволяет сориентироваться в зарубежных подходах к противодействию информационным угрозам сотрудникам силовых структур и правоохранительных органов. Авторами показывается, что информационно-психологическое контрвоздействие в современных условиях проведения Россией специальной военной операции на Украине и расширения санкций должно быть доктринально регламентировано государством, а не только в силовых и правоохранительных ведомствах. В качестве перспективных исследований выделены: прогнозирование психологических угроз, психологическая устойчивость и безопасность в области коммуникации с населением при чрезвычайной ситуации, влияние недостоверной информации на правосознание и межличностные отношения в правоохранительной среде, информационная пропаганда и преодоление дефицита (ограничения) актуальной для общества информации.
Введение. Одной из форм соучастия граждан в жизни общества и государства является волонтёрская деятельность. Актуальность проблематики экстремального добровольчества во многом обусловлена необходимостью обеспечения национальной безопасности, интеграции новых регионов Российской Федерации, защиты государственных интересов в ходе проведения специальной военной операции. Однако экстремальность деятельности потенцирует развитие профессиональной деформации личности.
Методы. Для изучения взаимосвязи личностного выбора участия в добровольчестве и степени выраженности проявлений профдеформации применялись следующие методы сбора и обработки данных: анкетирование, психологическое тестирование по авторским методикам (опросник оценки проявлений профессиональной деформации личности, методика оценки выбора соучастия в экстремальном добровольчестве), описательная статистика, корреляционный анализ, оценка достоверности различий как методы обработки. В лонгитюдном исследовании приняло участие 90 человек.
Результаты. Установлено, что профдеформация у экстремальных добровольцев проявляется в виде коммуникативной жаргонизации и гиперорганизации. Пребывание в экстремальных условиях может потенцировать императивность и личностную ригидность. Ускорение профдеформации определяется характером экстремально-соучаствующей деятельности. Протективное воздействие оказывают такие компоненты ценностно-смысловой сферы личности, как мотивация и интерес к добровольчеству, целостность мировоззрения, добровольческая смыслоориентированность, просоциальные ценностные ориентации.
Личностный выбор участия в экстремальном добровольчестве как интегральная характеристика позволяет преодолевать псевдоактивность и редукцию профессиональных обязанностей. Материал направлен на совершенствование психологической поддержки экстремально-соучаствующей деятельности, обоснование необходимости и направлений психопрофилактической работы с добровольцами и представителями силовых ведомств.