Обоснование. Одним из важных методов лечения химического поражения роговицы является раннее покрытие ее поверхности лоскутом амниотической мембраны.
Цель исследования. Подтвердить эффективность разработанной системы гистологической оценки толщины различных слоев роговицы, с ее помощью определить преимущества раннего покрытия поверхности глаза амниотической мембраной в сочетании с блефарорафией и комплексной консервативной терапией перед аналогичной тактикой без применения амниотической мембраны в эксперименте.
Материал и методы. Работа выполнена на крысах линии Wistar. Животные (n=32; 64 глаза) были разделены на четыре группы в зависимости от срока выведения из эксперимента. Ожог роговицы формировали при помощи аппликаторов из фильтровальной бумаги, пропитанных 1,0-молярным раствором NaOH. Затем на глазах опытной группы промывали ожоговую поверхность в течение 10 мин, в последующем ее покрывали лоскутом амниотической мембраны и выполняли раннюю блефарорафию. На глазах контрольной группы выполняли аналогичные манипуляции без покрытия амниотической мембраной. В дальнейшем в обеих группах применяли комплексную местную консервативную терапию. При выведении животных из эксперимента оценивали такие клинические признаки, как сохранность шва блефарорафии, реактивное воспаление вспомогательных органов глаза, состояние роговицы (степень эпителизации, обширной неоваскуляризации), суб атрофия и тонус глазного яблока. Затем из каждой группы случайным образом выбирали по 2 крысы, у которых удалялись глазные яблоки с последующей гистологической оценкой среза корнеосклерального лоскута. Степень патологических изменений оценивали исходя из объективного измерения толщины стромы роговицы и эпителия в множестве точек среза с последующей статистической оценкой полученных данных.
Результаты. В группе амниотической мембраны реже выявлялись такие клинические симптомы, как реактивное воспаление вспомогательных органов глаза, субатрофия глазного яблока, а гистологические изменения структуры и толщины эпителия и стромы роговицы были выражены в меньшей степени.
Заключение. Результаты проведенного клинического и гистологического исследования подтверждают преимущества использования в качестве раннего лечения щелочных химических ожогов роговицы глаза покрытие ожоговой поверхности нативной амниотической мембраной.
В статье приводится описание клинического наблюдения синдрома такоцубо с развитием кардиогенного шока у пациента 77 лет с персистирующей формой фибрилляции предсердий после проведения плановой электроимпульсной терапии для восстановления синусового ритма. Диагноз синдром такоцубо был подтверждён на основании лабораторно-инструментальных данных: изменений на электрокардиограмме (элевация сегмента ST в отведения V3-4 на 2-3 мм), повышения уровня тропонина (456,8 нг/л), выявленных нарушений сократимости левого желудочка по данным эхокардиографии (акинез всех верхушечных сегментов, передних, передне- и нижнее-перегородочных сегментов на срединном уровне, гипокинез остальных сегментов на срединном уровне) с последующим полным восстановлением сократимости левого желудочка в динамике, результатов коронароангиографии (значимых стенозов/тромбозов не выявлено) и данных магнитно-резонансной томографии сердца с гадолинием (отсутствуют признаки миокардита, рубцовых изменений в миокарде).
Представленный клинический случай еще раз подчеркивает важность осведомленности специалистов о возможном риске развития синдрома такоцубо после электроимпульсной терапии, так как это позволит своевременно установить диагноз и инициировать соответствующее лечение. Пациентам с такими факторами риска развития синдрома такоцубо, как с наличие в анамнезе психических или неврологических заболеваний, бронхиальной астмы, хронической обструктивной болезни легких, диффузного узлового зоба, гипо-/гипертиреоза, после проведения кардиоверсии, по-видимому, требуется более тщательное и длительное наблюдение. Подобная тактика, вероятно, позволит своевременно диагностировать это осложнение для предотвращения серьезных последствий, однако требуется дальнейшее изучение этого вопроса.