Работы автора

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО СОСТАВА И УРОВНЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СТРАН И РЕГИОНОВ (2024)

В статье обозначены основные проблемы теории и практики сбора эмпирических данных, на основании которых можно выстраивать объективные суждения об уровне религиозности населения и его конфессиональном составе. Рассмотрены преимущества и недостатки социологического опроса, данных переписей населения, официальных данных, предоставляемых религиозными организациями, как источников такого рода сведений.

В качестве примера выбрана Евангелическая лютеранская церковь Дании (ЕЛЦД). Она рассматривается автором как конструктивный пример мажоритарной религиозной организации, отражающей в динамике нескольких десятилетий количественные данные о численности адептов и степени активности их религиозно обусловленного поведения, в региональном аспекте - количественные данные об абсолютной и относительной численности участников религиозных обрядов, о регистрации рождения, брака и смерти и т. п. Сведения о количестве крещений, конфирмаций, венчаний, отпеваний приводятся на уровне отдельных диоцезов церковно-административных единиц районного уровня. На основании полученных результатов фиксируются территориальные различия в уровне религиозности жителей Дании. Минимальные показатели характеризуют столичный регион с высокой долей мигрантов - представителей нетрадиционных культур в структуре населения. Одновременно с этим, высокая степень религиозной активности адептов ЕЛЦД отличает удаленные от административного центра территории материковой Дании (Виборг, Ольборг, Рибе).

Результаты анализа исходных данных, касающихся общего числа и доли крещений, конфирмаций, церковных браков и погребальных обрядов, совершенных в ЕЛЦД в динамике последних лет, подтверждают общие секулярные тенденции, характерные для населения западноевропейских и североевропейских, в первую очередь традиционно протестантских стран. Официальные статистические базы религиозных организаций, фиксирующих как членство в них, так и факты участия в религиозных таинствах и обрядах, позиционируются как наиболее репрезентативный источник исходной информации для решения проблемы выявления конфессиональной структуры населения и определения уровня его религиозности. Рассмотренный пример сбора и обработки информации эффективен, но на национальном и региональном уровнях реализуется лишь в случаях, когда модель религиозно-государственных взаимоотношений предоставляет соответствующие инструменты.

Издание: Вестник Института социологии
Выпуск: Том 15 № 2 (2024)
Автор(ы): БАЛАБЕЙКИНА Ольга Александровна
Сохранить в закладках
СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЮДЖЕТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (2024)

Целью исследования является уточнение понятия категории «бюджетная безопасность» и обоснование подхода к выбору индикаторов региональной бюджетной безопасности. Выполнен контент-анализ научных источников в данной области и систематизированы современные подходы к определению понятия «бюджетная безопасность». Дана его авторская трактовка, в которой раскрывается требование к выбору индикаторов для оценки региональной бюджетной безопасности, предусматривающее рассмотрение бюджетной безопасности с позиции удовлетворения интересов участников финансово-распределительных отношений. В рамках подхода выделены группы участников (региональные органы власти, хозяйствующие субъекты и население) и определены их интересы. В разрезе представленных групп предлагается сформировать систему показателей, выступающих индикаторами функционирования действующей в регионе системы обеспечения бюджетной безопасности и отражающих степень удовлетворения их интересов. Выполнен сравнительный анализ сбалансированности интересов участников по результатам проведения бюджетной политики и бюджетного процесса в регионах Арктической зоны РФ, проанализированы тенденции их экономического взаимодействия в условиях глобальной нестабильности. Обнаружена уязвимость системы обеспечения бюджетной безопасности, проявившаяся в ущемлении интересов участников распределительных отношений. Изменение конъюнктуры финансового рынка и цен на ресурсы привело к снижению финансовых результатов компаний и сокращению регионального продукта, перераспределяемого через бюджеты, что отразилось на ухудшении благосостояния регионов и населения. Для урегулирования ситуации необходимо активизировать инвестиционную деятельность и развитие бизнеса в регионах, оптимизировать систему бюджетно-налогового регулирования, что в итоге будет способствовать росту доходов бюджетов и населения. Динамика названные показателей должна отслеживаться в том числе и в долларовом эквиваленте, который свидетельствует о реальной «ценности» благосостояния участников распределительных отношений в общемировом масштабе. Дальнейшие исследования автора будут сосредоточены на выборе конкретных индикаторов и их пороговых значениях для оценки состояния бюджетной безопасности в регионах Арктической зоны РФ.

Издание: СЕВЕР И РЫНОК: ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОРЯДКА
Выпуск: № 2 (84), Том 27 (2024)
Автор(ы): БАЛАБЕЙКИНА Ольга Александровна, Дмитриев Антон Леонидович, Селезнев Иван Даниилович
Сохранить в закладках
Интегрированность городов Японии в реализацию целей устойчивого развития: территориально-организационный аспект (2024)

Интенсификация урбанизационных процессов породила множество проблем, в том числе и социальных, что актуализировало необходимость поиска новых концепций развития современного общества. Концепция «устойчивого развития» выступила в качестве потенциального ответа на вызовы современности, в то время как города стали играть ключевую роль в ее продвижении и реализации. В данной работе авторы рассматривают и оценивают интегрированность в достижение целей устойчивого развития японских городов с особым административно-правовым статусом, присвоенным указом Кабинета министров Японии в соответствии с Законом о местном самоуправлении. Японская модель городов, определенных особыми указами правительства, представляет собой гибкую и инновационную систему местного управления, направленную на экономическое развитие и интеграцию целей устойчивого развития. Также примером интеграции этих целей в стратегии развития на городском и региональных уровнях может служить современная политика Японии по развитию городских агломераций. Проведенные расчеты на основе сформированной выборки из 20 крупнейших городов Японии за исключением Токийской агломерации показали высокий уровень реализации целей устойчивого развития на городском уровне. В ходе расчетов был выявлен город-лидер Иокогама и город с наименьшим интегральным показателем – Сакаи. Кроме того, было зафиксировано отсутствие существенной региональной диспропорции и наличие единых тенденций развития. В свете новых вызовов японским властям имеет смысл поддерживать достигнутые результаты и содействовать распространению рассмотренной практики как на города с меньшей людностью, не обладающие особым статусом, так и на растущие мегаполисы с особым правительственным статусом.

Издание: ТИХООКЕАНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
Выпуск: № 1 (17) (2024)
Автор(ы): БАЛАБЕЙКИНА Ольга Александровна, БОЛОТОВА Анна Андреевна, МАРТЫНОВ Василий Львович, ЯНКОВСКАЯ Анна Андреевна
Сохранить в закладках