Введение. В статье представлен опыт проведения профессионального (демонстрационного) экзамена в магистратуре как инструмент оценки готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности. Рассмотрены механизмы оценки готовности выпускников магистратуры к деятельности в системе образования через призму сформированности профессиональных, предметных, методических, коммуникативных и управленческих компетенций.
Материалы и методы. Представленная характеристика организации и проведения профессионального (демонстрационного) экзамена базируется на теоретических методах исследования: логический анализ, структурно-функциональный метод, дискурсивный анализ. Основой выступает междисциплинарная методология, позволяющая синтезировать подходы, свойственные организации образовательного процесса. При описании методики технологии применялись метод систематизации и анализа имеющегося опыта в проведении профессионального демонстрационного экзамена.
Результаты исследования. Цель данных материалов состоит в обобщении и систематизации опыта проведения профессионального экзамена магистрантов в Уральском государственном педагогическом университете (УрГПУ). В качестве организационных оснований деятельности по организации и проведению профессионального (демонстрационного) экзамена приведены разработанные учебно-методическим советом УрГПУ принципы и этапы проведения профессионального (демонстрационного) экзамена. Обозначены принципы, реализуемые в профессиональном (демонстрационном) экзамене, такие, как преемственность и непрерывность подготовки педагогических кадров, инклюзивность образовательной среды, ориентация на профессиональную коммуникацию и принятие группового решения, принцип открытости, сочетания фундаментальности и практико-ориентированности.
Обсуждение и заключения. Оптимальной формой проведения демонстрационного экзамена педагогов определена соответствующая его задачам технология деятельностного типа, основанная на активном способе взаимодействия участников, – деловая игра. В ходе деловой игры экзаменуемые магистранты моделируют ситуацию заседания методического объединения или педагогического совета, где реализуют решение профессиональной задачи. Содержательные аспекты профессионального (демонстрационного) экзамена раскрываются в статье на материале конкретных иллюстраций вариантов экзаменационных заданий для обучающихся магистратуры по направлениям подготовки «Педагогическое образование» (на примере предметных областей «Русский язык и литература» и «Искусство») и «Специальное (дефектологическое) образование».
Масштабное обновление сферы образования Российской Федерации в соответствии с едиными подходами к формированию содержания образования актуализировало проблему обеспечения открытости и независимости оценки качества подготовки педагогических кадров. Реализация концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г., введение в практику методических рекомендаций по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»), обновленных Федеральных государственных стандартов общего образования определили базовые ориентиры качества подготовки педагогов по программам высшего образования. В настоящее время в соответствии с актуальными нормативно-правовыми и программно-методическими документами в части системной оценки качества подготовки педагогических кадров на основе принципов открытости и независимости требуются целенаправленный поиск, проектирование и апробация механизма формирования единого банка оценочных материалов для определения качества подготовки педагогов по программам высшего образования. Авторами определены теоретико-методологические, нормативные основы формирования единого банка материалов для оценки качества подготовки педагогов, представлена модель единого банка материалов для оценки качества подготовки педагогов, определены принципы формирования единого банка материалов для оценки качества подготовки педагогов, представлен банк оценочных материалов по шести предметно-методическим модулям, разработаны методические рекомендации по формированию единого банка материалов для оценки качества подготовки педагогов. Результаты исследования позволят получить новые данные об актуальном состоянии качества подготовки педагогов по программам высшего образования, разработать модель единого банка оценочных материалов для определения качества подготовки педагогов по программам высшего образования, а также создать научно-методические основания для внедрения в практику механизма формирования единого банка материалов для оценки качества подготовки педагогов формирования единого банка оценочных материалов для определения качества подготовки педагогов по программам высшего образования как элемента национальной системы учительского роста.
ПРАКТИКА ВВЕДЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА КАК НОВАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ В ВУЗЕНациональная система квалификаций, которая включает в себя профессиональные стандарты, независимую оценку квалификаций, профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ и др., предопределяет формирование новых механизмов оценки образовательных результатов выпускников высшей школы, отражающих требования, предъявляемые к работникам системы образования профессиональными стандартами. В Уральском государственном педагогическом университете в 2023 году впервые государственный экзамен по педагогическим направлениям подготовки проходил в форме демонстрационного экзамена. В статье представлен анализ опыта подготовки и проведения демонстрационного экзамена с применением методов самооценки по модели EFQM в соответствии с принципами менеджмента качества. Новизна применяемого метода в том, что при введении демонстрационного экзамена проводится сегментная самооценка как индивидуальный проект совершенствования деятельности университета в целом, не только качества ответов студентов, но и оценка условий, качества управленческих решений и деятельности персонала - педагогов, членов государственных комиссий, оценка влияния данной формы государственной аттестации на мнения работодателей о качестве подготовки выпускников.
На примере предметно-методического модуля, направленного на подготовку обучающихся к преподаванию русского языка в школе, описывается содержание оценочных материалов, которые могут быть реализованы на профессиональном (демонстрационном) экзамене в процессе подготовки педагогов либо в процессе государственной итоговой аттестации на государственном экзамене. С опорой на формируемые у обучающихся компетенции раскрываются основные принципы отбора содержания оценочных материалов: предметная составляющая, психолого-педагогическая, методическая, коммуникативно-цифровая. Определяется структура банка оценочных материалов: совокупность профессиональных задач, решаемых на уроке русского языка, и профессиональных задач, решаемых во внеурочной деятельности, операционализация профессиональной задачи как совокупность определенных заданий, содержание самоанализа решения профессиональной задачи и операционализация самоанализа как совокупность вопросов, ориентированных на самооценку уровня сформированности компетенций, основные подходы к разработке технологической карты, критерии оценивания решения профессиональной задачи. Приводятся обоснования направленности оценочных материалов на определение качества подготовки педагогов.