Современное российское общество сталкивается с множеством новых вызовов в области здравоохранения, таких как появление новых заболеваний, увеличение продолжительности жизни и рост числа хронических заболеваний. Все это требует нового подхода к формированию медицинской грамотности населения. Большой объем информации о здоровье и медицине определяет значимость важно обучения населения критическому мышлению и способности отличать достоверную информацию от недостоверной. Задачи по формированию у населения ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, привитию навыков здорового образа жизни, развитию культуры здоровья приводят к необходимости поиска эффективных способов их достижения, одним из которых, по мнению авторов, является медицинское просвещение. Методология, методы и методики исследования базировались на системных и кластерных подходах как ключевых, основополагающих подходов медицинского просвещения в российском современном обществе. В работе представлена авторская педагогическая модель медицинского просвещения населения, включающая целевой, содержательный и результативный блоки. В целевом блоке модели определены цели, подходы и принципы в соответствии с базовым понятием. Дается описание функций, задач, каналов и направлений медицинского просвещения, которые были размещены в содержательном блоке модели. Исследователями выделены и описаны критерии и уровни сформированности медицинской грамотности населения. В модели также представлены этапы просветительской работы с населением и организационно-педагогические условия. Разработанная педагогическая модель медицинского просвещения населения может быть реализована как в практике подготовки специалистов медицинской сферы к медицинской просветительской деятельности, так в рамках совершенствуя профессиональных компетенций специалистов социального и гуманитарного профиля профессиональной деятельности.
Раскрыта значимость в современном российском обществе специфической области образования - духовно-нравственного просвещения как способа преодоления духовного кризиса. Выявлены его концептуальные основы, проанализированы соответствующая нормативно-правовая база и научные исследования, выделены ключевые особенности просветительской деятельности, такие как широкий охват аудитории, многообразие функций и отсутствие жестких временных рамок. Отмечено, что духовно-нравственное просвещение взаимосвязано со многими смежными понятиями, что подчеркивает его комплексный и многоаспектный характер, подчеркнута важность просветительской деятельности в контексте неформального образования. Определены и описаны функции духовно-нравственного просвещения. Внимание к духовно-просветительской деятельности в сфере образования является важным шагом к развитию духовности и культуры в современном обществе.
В статье описывается духовно-просветительская деятельность как одно из условий решения стратегической задачи по защите традиционных духовно-нравственных ценностей. Служители (персонал, волонтеры) религиозных организаций рассматриваются в качестве потенциальных специалистов в сфере духовно-нравственного просвещения. Свое отношение к новому виду внерелигиозной деятельности выразило башкортостанское духовенство, приняв участие в специально разработанном опросе. Исследование показало, что представители духовенства Республики Башкортостан, считая себя носителями духовных, религиозных знаний, способны поделиться с прихожанами своим опытом, готовы формировать у молодого поколения умения и навыки религиозного способа познания мира, умеют прививать ценностные установки вероучения, имеют опыт проведения просветительских мероприятий и проявляют высокую готовность к ведению просветительской деятельности. Но при этом понимают, что могут удовлетворить образовательные потребности и интересы в сфере религиозных культур лишь частично. Выявленная высокая потребность духовенства в освоении духовно-просветительских компетенций приводит исследователя к выводу о необходимости включения специального курса в образовательный процесс православных и мусульманских высших учебных заведений, более того, разработки программы магистратуры «Духовно-нравственное просвещение».