Работы автора

КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ СГЛАЖИВАНИЯ НЕРАВЕНСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ РОССИЯН (2025)

Введение: неравенство потребления в России является стабильно высоким. Децильный коэффициент фондов находится в диапазоне 7–9, а коэффициент Джини – в диапазоне 0,3–0,36. Потенциал налогообложения в сглаживании неравенства потребления не реализован. Цель: обоснование возможностей сглаживания неравенства потребления в России с помощью косвенного налогообложения на основе оценки уровня неравенства и влияния на него распределения налоговой нагрузки по НДС в разрезе децильных групп. Методы: анализ показателей дифференциации и концентрации потребления – децильного коэффициента фондов и коэффициента Джини – в динамике, а также расчет средней эффективной ставки НДС по децильным группам и оценка влияния на нее изменения НДС по отдельным статьям потребительских расходов. Расчеты выполнены на основе данных Росстата с использованием пакета «Анализ данных» в MS Excel за 2004–2022 годы. Проведено их сравнение с данными Евростата по странам Евросоюза. Сформированный датасет содержит около 600 индикаторов неравенства потребления и влияния на него косвенного налогообложения. Результаты: косвенное налогообложение в России в разрезе децильных групп граждан носит регрессивный характер и не способствует сглаживанию неравенства. Различие структуры потребления наименее и наиболее обеспеченных граждан по статьям затрат открывает перспективы для сглаживания неравенства с помощью косвенного налогообложения. Выводы: целесообразно снижение НДС до 10 % по услугам ЖКХ, формирующим существенную часть расходов нижних децильных групп, по аналогии с товарами первой необходимости, а также возвращение 20%-ного НДС по отдыху, гостиницам и общественному питанию, где превалируют траты верхних децильных групп. Это обеспечит прогрессивность косвенного налогообложения: средняя эффективная ставка НДС для первого дециля снизится до 11,52 %, или на 0,78 п. п., для десятого – возрастет до 13,86 %, или на 1,3 п. п., а децильный коэффициент фондов снизится с 7,94 до 7,75.

Издание: ARS ADMINISTRANDI (ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ)
Выпуск: № 1, Том 17 (2025)
Автор(ы): ПУГАЧЕВ Андрей Александрович
Сохранить в закладках
НЕРАВЕНСТВО БОГАТСТВА И МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В РОССИИ: ВОЗМОЖНОСТИ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (2023)

Экономическое неравенство граждан в России сегодня находится на высоком уровне. Снижение межпоколенческой мобильности определяется возрастающей концентрацией капитала. Цель исследования - определение возможностей налогов в сглаживании неравенства богатства россиян и усиления межпоколенческой мобильности в рамках оценки их взаимосвязи на основе базы данных Всемирного банка. По результатам анализа отмечено снижение мобильности между поколениями в России и зарождение проблемы закрепления экономического положения внутри семьи, которая при сохранении тенденций будет усиливаться. Для поколений 1970-1980-х гг. рождения зафиксирован резкий рост относительного показателя иммобильности - коэффициента корреляции между продолжительностью обучения детей и их родителей с 0,32 до 0,48. Наблюдается снижение абсолютных показателей мобильности между поколениями - снижение доли детей, получивших более продолжительное образование или образование более высокого уровня, чем их родители. Трансформирована кривая Великого Гэтсби в координатах коэффициента концентрации чистого личного богатства и относительной межпоколенческой мобильности в образовании. Положение России на кривой Великого Гэтсби свидетельствует об обострении двух сопряжённых проблем - закрепления неравенства и снижения мобильности между поколениями. Для нивелирования экономического неравенства в России необходимо повышение вертикальной мобильности между поколениями. Одним из традиционных и действенных способов государственного регулирования поляризации личных активов и имущества граждан является налоговое регулирование. Сегодня в России имущественные налоги не способствуют сглаживанию неравенства. НДФЛ на дарение и имущественные налоги граждан в совокупности составляют около 1% налоговых доходов консолидированного бюджета. Концентрация богатства у 10% наиболее обеспеченных россиян достигла в 2021 г. более 74%. Перспективы с позиций сглаживания неравенства богатства и активизации межпоколенческой мобильности в России имеют прогрессивное налогообложение личного имущества, повышенные ставки для владельцев многих объектов недвижимости, «налог на роскошь», налог на наследство и дарение, а также налогообложение капитала.

Издание: НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ
Выпуск: Том 26 № 4 (2023)
Автор(ы): ПУГАЧЕВ Андрей Александрович, Чистякова Анастасия Алексеевна
Сохранить в закладках
ПОТЕНЦИАЛ НАЛОГОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НЕРАВЕНСТВО ГРАЖДАН В РОССИИ (2024)

В России возможности сглаживания неравенства с помощью налогов не реализованы, несмотря на стабильно высокое неравенство, остроту его восприятия гражданами и внимание к проблеме на высшем государственном уровне. Цель исследования - определение возможностей сглаживания экономического неравенства граждан в России с помощью налоговых инструментов. Гипотеза исследования состоит в том, что комплекс инструментов подоходного, косвенного и имущественного налогообложения граждан в России имеет существенный нереализованный потенциал сглаживания экономического неравенства. Для тестирования гипотезы с помощью корреляционно-регрессионного анализа и декомпозиции налоговых инструментов по направлениям (подоходное, имущественное и косвенное) исследованы зависимости показателей неравенства от налоговых инструментов его сглаживания. На основе данных Росстата, Федеральной налоговой службы, Всемирного банка, ОЭСР, Credit Suisse и World Inequality Database сформирован Data Set, включающий 2,6 тыс. показателей. Расчеты проведены с использованием пакета «Анализ данных» в MS Excel. Для оценки востребованности налоговых вычетов по НДФЛ использованы данные социологического опроса. Установлено, что действующие налоговые инструменты не способствуют сглаживанию неравенства россиян, а иногда, наоборот, приводят к его росту. Целесообразным для сглаживания неравенства в рамках подоходного налогообложения представляется усиление прогрессии НДФЛ и введение необлагаемого минимума в увязке с МРОТ, наращивание доли социальных налоговых вычетов. В области имущественных налогов - повышение налоговой нагрузки для владельцев дорогостоящих или многих объектов имущества, обеспечение адресности налоговых льгот. В части косвенных налогов - понижение НДС по товарам и услугам, составляющим основную долю расходов на потребление наименее обеспеченных граждан, например по ЖКХ, и повышение НДС по статьям, формирующим основу потребления богатых, например возвращение ставки 20% по отдыху, гостиницам, кафе и ресторанам. Потенциал налогового администрирования в сглаживании неравенства определен возможностями обеспечения полноты налогообложения текущих доходов, капитала и потребления наиболее обеспеченных граждан.


Издание: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ: ФАКТЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРОГНОЗ
Выпуск: Т. 17 № 1 (2024)
Автор(ы): ПУГАЧЕВ Андрей Александрович
Сохранить в закладках