В статье представлена комплексная модель сопровождения педагогических работников на различных этапах всероссийских конкурсов профессионального мастерства (от подготовки до постконкурсной деятельности). Актуальность исследования обусловлена современной тенденцией к объединению данных конкурсов как на федеральном, так и на региональном уровне, что требует согласованного и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Модель имеет многоуровневую и многоэтапную структуру. Описанный многоуровневый подход обеспечивает координацию действий и поддержку педагогов с учетом специфики каждого уровня управления и образовательной среды, что способствует эффективному решению профессиональных задач и повышению качества образовательного процесса. Апробация модели в Республике Коми показала ее эффективность: отмечен рост числа участников, охваченных обучающими мероприятиями, удовлетворенности педагогов поддержкой, устранены проблемы, отмеченные при разрозненной подготовке. Модель трансформирует конкурс из разового события в значимый этап непрерывного профессионального развития педагога. Представленная в статье модель сопровождения педагогов может быть полезна методистам и тьюторам образовательных организаций, руководителям и специалистам органов управления образованием на региональном и муниципальных уровнях, педагогам, планирующим участие во всероссийских конкурсах, организациям дополнительного профессионального образования.
В статье приводится описание результатов исследования, направленного на выявление нормативно закрепленных инструментов стимулирования развития позитивной гражданской активности. Авторы приводят результаты проведенного сравнительного исследования законодательства субъектов Российской Федерации, включающего примеры наиболее удачного стимулирования добровольчества, благотворительности, территориального общественного самоуправления. Авторы предлагают тезис о том, что для успешного развития добровольчества, благотворительности, территориального общественного самоуправления и других системных институтов гражданского общества важным фактором является и состояние самого некоммерческого сектора региона, которое раскрывается на примере Ярославской области.