Работы автора

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН КАК ПРИМЕР ЯЗЫКОВОЙ СИТУАЦИИ В МНОГОЯЗЫЧНОМ ОБЩЕСТВЕ (2024)

В статье рассмотрена языковая ситуация Республики Татарстан - яркого примера полилингвального общества. Исследование проводилось на материале законодательной базы в сфере языковой политики РТ. Целью исследования является систематизация данных по реализации политики сохранения региональных языков в РТ. Объектом исследования является языковая ситуация в многоязычном обществе. Предметом изучения являются законы, концепции и мероприятия, способствующие сохранению многоязычия на рассматриваемой територрии. Основным методом исследования служит описательный метод, с помощью которого рассматриваются данные официальных документов в области языковой политики РТ. Результаты исследования показали, что Республика Татарстан демонстрирует активную позицию в сохранении родного языка, в продвижении двуязычия и в признании других малых языков. Данные процессы регламентирует Конституция Республики Татарстан, на которую опираются законы, государственные программы, концепции развития, приказы Министерства образования и науки Республики Татарстан. Многоязычие в Республике Татарстан служит ключевым элементом государственной политики.

Издание: МНОГОЯЗЫЧИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Выпуск: № 1 (20), Том 16 (2024)
Автор(ы): СОКОЛОВА Инесса Альбертовна
Сохранить в закладках
Эргонимы тематической группы «Образовательные учреждения» г. Набережные Челны (2024)

ВВЕДЕНИЕ. На современном этапе изучения имѐн собственных особое место отводится городским эргонимам, которые формируют городской ономастикон. Эргонимы, являясь неотъемлемой частью облика современного города, отражают не только лексическую и грамматическую системы языка, но и представляют научную ценность как дополнительный источник информации о социальной, культурной и исторической ситуации на определѐнной территории. Цель исследования – описать эргонимическое пространство г. Набережные Челны Республики Татарстан, которое включает и названия образовательных учреждений.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материал исследования – современные наименования образовательных учреждений из официального сайта справочника организаций города Набережные Челны 2023 г. Анализ фактического материала проводился на основе использования общелингвистических методов (структурный и описательный), а также использования элементов синхронного метода и анализа номинативной техники.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основной приѐм создания новых эргонимов заключается в символической номинации, которая выражена в номинации с применением метафоры и метонимии. Появление инновационных эргонимов в городском пространстве Набережные Челны в основном связано с появлением наименований на татарском языке, но с присутствием написания слов, восходящих к английскому языку и русским словам в английской транскрипции. Изучение городских эргономов проводилось в трѐх аспектах: анализ номинативного облика современного города, анализ тематических групп городского эргонимикона и выявление особенностей функционирования эргонимов в речи современных горожан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Названия различных детских и молодѐжных клубов служат неким атрибутом привлечения целевой аудитории. В основном средние общеобразовательные учреждения в городе Набережные Челны именуются определѐнным номером, но имеется ряд специализированных учреждений, которые имеют наименование на татарском языке, обозначающие суть данных школ. Городские названия учреждений дополнительного образования для представителей школьного возраста отражают русские наименования, многие из которых остались с советского прошлого. Онимизация осуществляется с применением метафорических компонентов с целью расширения семантической структуры слова, его функциональных возможностей, значимости эргонимической лексики в коммуникации.




Издание: НЕОФИЛОЛОГИЯ
Выпуск: Том 10, № 1 (2024)
Автор(ы): СОКОЛОВА Инесса Альбертовна
Сохранить в закладках