Глобальные тенденции развития отечественной государственной политики, создавшие условия сокращения детских интернатных учреждений, послужили основой для смещения акцентов научного осмысления педагогического взаимодействия с детьми-сиротами в сторону изучения и обоснования института замещающих семей как основного формата содержания и воспитания детей-сирот.
Вместе с тем, такие проблемы, как эффективная социализация, социальная адаптация выпускников детских учреждений, вторичное (рецидивирующее) сиротство не теряют своей актуальности и нуждаются в исследовательском внимании.
Анализ зарубежного и отечественного опыта психолого-педагогической помощи детям-сиротам показывает наличие большого спектра проблем в организации деятельности учреждений для детей-сирот.
Обобщенные данные отечественной статистики свидетельствуют о асоциальной направленности большинства выпускников детских учреждений, которые, как правило, испытывают проблемы на этапе вхождения в самостоятельную жизнь показал, проявляя выученную беспомощность, пассивность, иждивенчество в разных сферах жизнедеятельности, нежелание и неспособность решать собственные проблемы.
Представлен авторский взгляд на проблему кадрового обеспечения учреждений для детей-сирот, основанный на обобщении современных отечественных исследований. Поднимаются вопросы использования технологий педагогического наставничества, эффективной трансформации педагогического коллектива для достижения максимальных показателей социальной адаптации выпускников, а также профилактики вторичного (рецидивирующего) сиротства. По мнению автора, педагогический коллектив учреждения для детей-сирот может выступать ключевым параметром создания формирующей среды, способной реализовать функции коррекции, обучения и воспитания в отношении будущих выпускников. В статье описываются основные психолого-педагогические технологии работы с детьми-сиротами, рекомендуемые для использования в центрах помощи детям.
В статье исследуются основные особенности педагогической деятельности на базе центров помощи детям, направленной на трудоустройство выпускников. Уделяется внимание также и работе иных учреждений для детей-сирот, направленной на подготовку выпускников к самостоятельной жизни по окончании средних или средних специальных учебных заведений. Также рассматриваются проблемы, возникающие во время трудовой социализации выпускников рассматриваемых учреждений, вследствие достаточно позднего изъятия детей из неблагополучных семей, в которых родители могли подавать им исключительно примеры деструктивного асоциального поведения. Только оказавшись в системе государственной поддержки детства, такие дети получают возможность составить себе развернутое представление о позитивных моделях трудовой социализации, и следовать одной из наиболее приемлемых для каждого из них в процессе профессионального самоопределения. Неотъемлемой в процессе трудовой социализации выпускников является роль центров занятости населения, которые помогают выпускникам в их профессиональном самоопределении. Объединенные программы центров помощи детям, некоммерческих организаций и центров занятости, как правило, пользуются популярностью среди выпускников, что позволяет достичь максимально высоких результатов в дальнейшем трудоустройстве представителей данной целевой группы.