В статье проведен анализ механизма архитектуры таможенного сервиса в интеллектуальном пункте пропуска с точки зрения характера предоставляемых таможенных услуг и источников финансирования инфраструктуры. Цель исследования в условиях ограниченности государственных источников финансирования, санкционных барьеров в области движения капиталов и технологий на примере передового опыта зарубежных стран (Турции) сформировать теоретические подходы к организации институциональной среды в сфере модернизации и интеллектуализации инфраструктуры автомобильных пунктов пересечения границы, основанной на партнерских отношениях государства и около таможенного бизнеса.
Проведен анализ организационно-экономического механизма развития инфраструктуры таможенных услуг на примере Дальневосточного федерального округа. Цель настоящего исследования - оценка пространственно-территориальной расположенности элементов таможенной и околотаможенной инфраструктуры, а также особенностей экономической деятельности субъектов инфраструктуры: таможенных органов, таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев магазинов беспошлинной торговли, складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов и уполномоченных экономических операторов. Актуальность проведенного научного исследования обусловлена необходимостью применения комплексного подхода к оценке инфраструктуры Дальневосточного региона с позиции обеспечения таможенными услугами на протяжении цепочек поставок внешнеэкономической деятельности. Задача исследования заключается в определении потенциала инфраструктуры Дальневосточного федерального округа в условиях изменяющихся параметров спроса со стороны участников внешнеэкономической деятельности. Концепция исследования базируется на теории сервис-ориентированного таможенного администрирования и общих методологических подходах к проведению региональных экономических исследований. Полученные результаты позволяют сделать вывод о превышении спроса на таможенные услуги над имеющимися предложениями региональной инфраструктуры. Обозначены проблемы функционирования регионального механизма: дефицит провозных и складских мощностей, низкий уровень вовлеченности инфраструктуры учрежденных пунктов пропуска, их недостаточная обустроенность, площадь и пропускная способность, а также недостатки в организации технологических процессов, в том числе при принятии решений о пространственном размещении объектов таможенной инфраструктуры, выделении инвестиционных ресурсов и отсутствие взаимоувязанной регуляторики.