Целью работы является исследование теоретических аспектов функционирования морского туризма, а также особенности развития круизных компаний. Методика. Для достижения поставленной цели в процессе исследования были использованы общенаучные методы, а также методы сравнения и обобщения.
Результаты. Дано определение терминам: «круизный бизнес», «круизная услуга», «круизный бизнес как вид хозяйственных операций по предоставлению морских туристических услуг». Систематизировано систему составляющих морского туризма. Рассмотрено технологическое наполнение на круизных лайнерах. Разработано процесс формирования мотивации приобретения круизной услуги. Научная новизна. В работе представлен анализ теоретических аспектов функционирования морского туризма, а также сущность концепций и целевых программ развития круизного туризма. Практическая значимость. Предложенные исследования позволяют сделать вывод о необходимости формирования программ развития круизного туризма в Российской Федерации, а также изучение процесса формирования мотивации приобретения круизной услуги.
Цель. Исследовать сущность экономический категории «инновационное развитие», рассмотреть инструменты и средства управления развитием туристических предприятий, а также систематизировать элементы и инструменты управления инновационного развития предприятий туристической сферы. Методика. В исследовании были использованы диалектический метод, эмпирические методы (сравнение, наблюдение), общелогические методы (анализ, синтез, абстрагирование, моделирование), направленные на изучение объекта исследования, позволяющие обобщить результаты и сформулировать выводы.
Результаты. Выделены структурно-функциональные параметры эффективного развития туристического предприятия. Научная новизна. Определено развитие туристического предприятия, которое характеризуется качественными системными изменениями в строении организационно-управленческой структуры предприятия, организации его стратегических бизнес-процессов, налаживании подходов к обеспечению эффективности использования ресурсного потенциала, что в совокупности формирует резервы для укрепления его конкурентных позиций на туристическом рынке. Практическая значимость. Результаты исследований представляют интерес для руководителей и ведущих специалистов туристических фирм, а также для учѐных, исследующих вопросы развития туристического бизнеса.