В условиях совершенствования рынка единых государственных услуг определена роль формирования стратегии развития рынка единых государственных услуг на основе клиентоориентированного подхода. Сгруппированы основные факторы, влияющие на качество предоставляемых госуслуг и подлежащие постоянному и тщательному мониторингу со стороны маркетологов-исследователей.
Определено, что нормальное функционирование системы обеспечивается техническими и программными средствами поиска, обработки и выдачи информации. Центральной частью системы единых государственных услуг является автоматизированный банк данных (АБД), т.е. система специальным образом организованных баз данных, а также, программные, технические, языковые, организационно-методические средства, обеспечивающие коллективное использование баз данных. В результате представлена обобщенная схема структуры системы единых государственных услуг.
Отмечено, что сегментация рынка единых государственных услуг должна опираться на анализ постоянного мониторинга изменения внешних факторов на всех уровнях. В связи с этими изменениями, возникает необходимость более гибкого маркетингового реагирования. Выявлено, что возникновение на мезоуровне воздействия непредвиденных природных катаклизмов, вызывает необходимость в срочных изменениях в составе и структуре услуг по преодолению негативных последствий для населения, оказания необходимой помощи, причем характер таких изменений, может отличатся различных сегментах в зависимости от их характеристик.
Представлена сегментация единых государственных услуг по таким критериям, как сегментация по доходам, сегментация по месту проживания; сегментация по опыту работы в интерактивном режиме, сегментация по характеру информационной деятельности.
Цель. Исследовать значение для развития рынка единых государственных услуг организации и результатов экономической диагностики эффективности единых государственных услуг. Методика. В процессе исследования использованы общенаучные методы - анализа и синтеза, индукции и дедукции; специфические - метод восхождения от абстрактного к конкретному; систематизации и обобщения; экономико-логического анализа.
Результаты. Определены критерии оценки эффективности деятельности МФЦ по предоставлению единых государственных услуг населению со стороны потребителей. Научная новизна. Определены принципы методики оценки качества государственных услуг, такие как: формирование целевых групп потребителей единых государственных услуг; организация и проведение социальных опросов на основе составленных ранее анкет потребителей единых государственных услуг; проведение опроса среди сотрудников; формирование информационных и цифровых площадок для полноценного информационного обеспечения населения данными о спектре услуг на рынке единых государственных услуг и условиях предоставления качественных услуг; формирование условий предоставления услуг различными способами; формирование условий для предоставления возможности обжалования и проведение соответствующей процедуры обжалования и предоставление полной информации населению; разработка и совершенствование способов разрешения жалоб населения. Практическая значимость. Достижение высокого уровня удовлетворенности граждан как потребителей услуг МФЦ по перечисленным критериям оценки эффективности деятельности МФЦ по предоставлению единых государственных услуг населению со стороны потребителей может рассматриваться, как показатель социальной эффективности.
Цель. Определить роль и значение, а также перспективы применения интерактивных технологий на рынке единых государственных услуг. Методика. Основой исследования являются: системный метод научного познания; анализ и синтез; метод теоретических обобщений.
Результаты. Внедрение принципов клиентоцентричности в госуправлении параллельно цифровизации направлено прежде всего на повышение качества жизни каждого человека и уровня доверия граждан, организаций, государственных органов через трансформацию подходов к работе с людьми для решения их жизненных ситуаций, простого и быстрого решения проблем, проактивного информирования о новых возможностях, возникающих в государстве, в том числе за счет внедрения новых цифровых решений. Научная новизна. Предлагается включить в перечень задач, которые стоят перед сектором государственного управления при внедрении цифровых технологий, научно-исследовательскую задачу, которая заключается в поиске и обосновании инновационных научных теоретико-методических и прикладных решений в формировании и развитии экосистем на рынке единых государственных услуг. Практическая значимость. Применением интерактивных технологий на рынке единых государственных услуг направлено на обеспечение прозрачности удовлетворения растущих ожиданий граждан в отношении цифровых услуг предложение более упорядоченного перечня качественных услуг; повышение открытости информированности между государственными учреждениями и гражданами.