Розничная торговля обычно ассоциируется с общедоступными магазинами, открытыми для посещения и совершения покупок для всех желающих. Однако наряду с общедоступными магазинами существуют магазины с ограниченным доступом, которые могут играть важную роль в своих нишах. Статья посвящена описанию специфической разновидности магазинов с ограниченным доступом, а именно корпоративной розничной торговле. Научная новизна исследования заключается в выявлении экономической природы корпоративной торговли и моделей ее организации. Выделены отличительные признаки корпоративной торговли. Представлены основные цели ее организации. Дан обзор моделей сосуществования общедоступных и корпоративных магазинов. Показано, что корпоративная торговля может использоваться предприятиями разных масштабов деятельности. Выявлено, что потенциал корпоративных магазинов необходимо учитывать при разработке стратегии развития розничной торговли в Российской Федерации для организации устойчивого доступа населения нашей страны к необходимым товарам.
Стационарная розничная торговля играет основную роль в организации доступа потребителей к товарам. Тем не менее, альтернативные формы торговли, основанные на учете фактора мобильности, могут вносить важный вклад в повышение эффективности торгового обслуживания населения. Цель данной работы заключается в разработке комплексной классификации моделей организации торговой деятельности с учетом фактора мобильности. Методологической основой исследования служат метод идеальных типов Вебера и метод стратегических матриц. Для построения классификации были использованы два критерия: положение торговой точки в пространстве и положение торговой точки относительно потребителей. Путем совмещения этих критериев были выявлены четыре основных чистых типа торговли: фиксированная торговля, передвижная торговля, торговля для путешественников и развозная торговля. Дано подробное описание каждого типа торговой деятельности, сформулированы его особенности и показаны модели применения. Показано, что могут существовать гибридные модели торговой деятельности, в которых сочетаются признаки, присущие различным чистым типам. В качестве перспективных направлений дальнейших исследований могут выступать уточнение особенностей каждого из выявленных типов торговли и разработка рекомендаций по их применению в интересах различных стейкхолдеров.