Образовательный экспорт, это один из процессов, повышающих имидж нашей страны, который отвечает за распространение русской культуры и русского языка. В современных условиях усиливается роль высших учебных заведений, международных служб, поскольку обучение иностранных студентов усиливает авторитет и привлекательность вуза в социокультурном пространстве страны. Привлекательность и результат освоения образовательных программ во многом зависят от удовлетворенности студента образовательным процессом, от уровня владения языком обучения, как средства общения и овладения профессией. Важную роль в профессиональном и личностном становлении человека играет социализация, которая приобретает новые качества в социокультурном пространстве.
Следовательно, успешность обучения и уровень профессиональной подготовки иностранных студентов напрямую зависит от степени социальной адаптации в стране пребывания. Данный факт приобретает особую актуальность, теоретическую и практическую значимость. В статье рассматриваются процессы социальной адаптации и профессиональной социализации. Особое внимание уделяется структурным элементам социальной адаптации и анализируются ключевые факторы, влияющие на профессиональную социализацию. В статье также подчеркивается взаимосвязь между процессами социальной адаптации и профессиональной социализации, где первая выступает основанием для формирования полноценной профессиональной идентичности. Результаты исследования ориентированы на создание функциональных моделей, которые способствуют разработке образовательных стратегий интернационализации высшего образования.
Ключевым аспектом экспорта образования является интернационализация. Интернационализация на рынке образовательных услуг - одна из самых перспективных линий развития современного высшего образования. Для успешного функционирования в качестве члена принимающего сообщества иностранный студент как объект исследования вынужден усваивать и принимать новые культурные образцы, однако даже при самых благоприятных условиях, как правило, возникают адаптационные трудности и проблемы. Цель работы - выявить факторы и условия успешной адаптации иностранных студентов, обучающихся в региональных вузах на примере Пензенской области. Теоретической основой исследования выступили научные концепции социальной адаптации студентов в условиях вуза, концепции создания и функционирования образовательно-воспитательной среды. На основе данных авторского анкетного опроса иностранных студентов пензенских вузов, вторичного анализа данных социологических исследований по аналогичной тематике и анализа статистических данных об иностранных студентах выявлены причины и факторы выбора России в качестве страны обучения. Иностранные студенты, получающие образование в России, сталкиваются с трудностями на различных уровнях: языковом, понятийном, нравственно-информационном, климатическом, бытовом, коммуникативном и т. д. Благоприятные условия способствуют повышению престижа вуза и уровня интернационализации образования, становятся важным фактором для выбора учебного заведения и быстрого включения иностранных студентов в учебный процесс.
В статье приведены сведения о приоритетных направлениях развития информационного общества в Российской Федерации. На основе анализа данных Федеральной службы государственной статистики о показателях инновационной деятельности организаций и затратах на нее за период с 2010 г. по настоящее время выделены наиболее и наименее активные сферы инновационных организаций, что подчеркивает неравномерность инновационных процессов, протекающих на территории страны. Отмечается ключевая роль инвестирования в инновационное развитие страны в обеспечении устойчивого экономического развития и социальной стабильности России. Анализ современных тенденций на рынке труда зафиксировал рост значимости стабильности компании на рынке, вида занятости в качестве критериев выбора работодателя. Вторичный анализ результатов исследований рекрутинговой компании Get Experts и службы исследований российской платформы онлайн-рекрутинга HeadHunter позволил обозначить проблемы удовлетворенности трудом в современных условиях, причины и проявления хронической усталости у работников и работодателей, причины выгорания на рабочем месте. На основе полученных данных сделан вывод о том, что удовлетворение трудом в условиях инновационного развития общества зависит от того, насколько работники могут использовать новые технологии и инструменты для улучшения своей работы, развивать свои навыки и знания, а также быть вовлеченными в принятие решений и разработку новых идей
В настоящий момент рынок труда нуждается в высококвалифицированных специалистах, которые должны быть профессионалами интегративного типа, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и страны. Существующий сегодня дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда является причиной невостребованности молодых людей на рынке труда. При этом, несмотря на многочисленные исследования по вопросам профориентации, до сих пор отсутствует единая концепция системы подготовки молодежи к профессиональному самоопределению с учетом запроса государства на определенные профессии. Цель данного исследования - определить структуру, факторы и условия профессиональной ориентации российской молодежи. В процессе исследования проведен анализ статистических данных, вторичный анализ результатов социологических исследований по проблеме профессиональ-ной ориентации молодежи. Представлена авторская модель концепта «Профессиональная ориентация молодежи», включающая структурную и факторную составляющие; описан мотивационный механизм по выбору будущей профессии; акцентировано внимание на том, что для эффективного функционирования системы профориентирования молодежи необхо-дима институциональная поддержка и создание соответствующих условий.